Главная Eng In English
Новости
LockOn: Горячие Скалы 2
Обучение
Лётная школа
A-10A
F-15C
Су-27
Су-25
Су-25Т
Активация
FAQ
LockOn: Горячие Скалы
LOMAC
Журнал разработчика
Загрузки
Файлы пользователей
Интернет-магазин
Ссылки
Техподдержка
Корзина

Eagle Dynamics The Fighter Collection

Су-27

17. Введение
   Часть 1
   Часть 2
18. Радиолокационная станция
   Часть 1
   Часть 2
19. Оптико-локационная станция (ОЛС)
20. Система предупреждения об облучении (СПО)
21. Ближний воздушный бой
   Часть 1
   Часть 2
22. Су-33: палубный истребитель-перехватчик
23. Неуправляемое вооружение по наземным целям


17. Введение (часть 1)

1. Добро пожаловать в первый ознакомительный полёт на Су-27. Этот истребитель, ставший уже легендарным, является не только одним из самых красивых самолётов в мире, он также является одним из наиболее опасных для противника.
2. Су-27 является самолётом завоевания превосходства в воздухе и эффективен для боевого применения в простых и сложных метеорологических условиях, днём и ночью, на любых высотах вплоть до практического потолка. Самолёт оснащён двумя мощными двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажными камерами АЛ-31Ф производства "Люлька-Сатурн", каждый из которых развивает тягу до 12500 кг на режиме "полный форсаж", позволяя самолёту достигать скоростей в 2500 км/ч или 2.35 Маха при практическом потолке в 18500 метров.
3. Чтобы принять управление самолётом нажмите "Esc" и нажмите "Управление". Для выхода из этой тренировочной миссии нажмите "Esc" и нажмите "Выход".
4. В этом тренировочном полёте вы ознакомитесь с индикатором на лобовом стекле (ИЛС), приборами на панели приборов и с использованием приборов для полёта по маршруту и захода на аэродром посадки в сложных метеоусловиях.
5. Перед началом полёта по маршруту ознакомимся с информацией, которая отображается на индикаторе на лобовом стекле (ИЛС).
6. В центре ИЛС отображается информация о пространственном положении пилотируемого самолёта, эти данные также дублируются на авиагоризонте, расположенном на приборной панели.
7. При изменении крена и тангажа можно наблюдать изменение положения символа самолёта на ИЛС с указанием угловых значений, это позволяет иметь представление о положении самолёта даже при отсутствии визуального контакта с линией горизонта и наземными ориентирами.
8. Под линией, отображающей положение самолёта относительно горизонта, расположена шкала крена, имеющая большие деления для значений 15°, 30° и 60°. При крене силуэт самолёта указывает на текущее значение крена в градусах. Линия, отображающая положение самолёта относительно горизонта, предназначена для индикации положения в сложных метеоусловиях.
9. Справа также указывается численное значение угла тангажа в градусах, показывая насколько нос самолёта отклонён вверх или вниз от линии горизонта.
10. В левой верхней части ИЛС расположен цифровой указатель скорости полёта в км/ч.
11. Справа от указателя скорости, в верхней центральной части, расположена шкала курса, проградуированная от 0° до 360°. Треугольная стрелка под шкалой указывает текущее значение курса.
12. В верхней правой части ИЛС расположен цифровой указатель высоты полёта в метрах.
13. В нижней левой части расположен указатель текущего режима/подрежима работы ИЛС.
14. Маркер в виде окружности представляет собой директорный индекс, указывающий направление на пункт маршрута. Директорное управление на Су-27 позволяет правильно вводить двойную поправку - просто следуйте за индексом, загоняя его в центр ИЛС, при смене точки маршрута. Удерживая директорный индекс в центре перекрестия ИЛС, можно наиболее точно выдерживать параметры высоты и заданного курса на маршруте.
15. Теперь перейдём к главной панели инструментов. Начнём с группы пяти основных пилотажных приборов.
16. Первый и основной из них - это КПП (командно-пилотажный прибор). Он называется также авиагоризонтом и указывает значения углов крена и тангажа. КПП этого типа используется также на Су-25 и МиГ-29, поэтому не будет рассматриваться подробно на этом самолёте.
17. Следующий прибор - ПНП (прибор навигационно-плановый). Этот прибор функционально очень сходен с аналогичным прибором на Су-25.
18. На шкале магнитного компаса расположены две стрелки - желтая, указывающая направление на пункт маршрута, и белая двойная, которая указывает заданный курс на точку маршрута.
19. Цифровое значение в левом верхнем углу указывает дальность до текущей точки маршрута в километрах, а в правом верхнем углу - значение заданного курса в градусах.
20. Когда обе стрелки совмещены, самолёт находится точно на маршруте с курсом на его текущую точку. Расположенные в самом центре белые директорные планки используются для захода на посадку по приборам.
21. Следующий прибор - указатель скорости, его шкала проградуирована от 100 до 1600 км/ч. В центальной части прибора расположен указатель числа Маха.
22. Под указателем скорости расположен указатель барометрической высоты, который показывает высоту полёта над уровнем моря и содержит две шкалы - сотни и тысячи метров соответственно.
23. Последним из группы пяти пилотажных приборов является комбинированный указатель вертикальной скорости, поворота и скольжения. Вариометр этого типа используется также на Су-25 и МиГ-29, поэтому не будет рассматриваться подробно на этом самолёте.
24. В левой верхней части приборной доски расположен указатель угла атаки и перегрузки.
25. Ниже, под указателем угла атаки и перегрузки, расположен указатель радиовысотомера. Он работает в диапазоне высот от 0 до 1500 метров и значений крена +/-45°.
26. Под указателем радиовысотомера, в нижней левой части приборной панели, расположены часы и ППИ (пилотажно-посадочный индикатор), имеющий световую сигнализацию выпуска шасси, механизации и тормозного щитка.
27. Далее, справа от вариометра расположен указатель частоты вращения двигателей. Шкала проградуирована в процентах, где 100% соответствуют максималу, а значения оборотов свыше 100% соответствуют форсажному режиму работы двигателей. Обороты левого двигателя указываются стрелкой "1", правого - "2".
28. Под указателем частоты вращения двигателей расположены два указателя температуры левого и правого двигателей, которые показывают температуру газов на выходе из турбин в градусах Цельсия.
29. Справа от указателей температуры двигателей расположен указатель топливомерной системы, показывающий остаток топлива во внутренних баках. И в заключение, правее топливомера располагается панель системы встроенного контроля и предупреждения экипажа "ЭКРАН".

17. Введение (часть 2)

30. Теперь, когда изучены ИЛС и основные пилотажные приборы, пришло время использовать полученые знания для навигации по маршруту. Всего на Су-27 имеется 4 навигационных режима, которые циклически переключаются нажатием на клавишу "1".
31. Первый навигационный подрежим, обозначается только индикацией в левом нижнем углу ИЛС надписи "HAB". Этот подрежим используется для свободного полёта без запрограммированных в плане точек маршрута.
32. Второй навигационный подрежим отображается индикатором "MAPШ" и предназначен для полёта по запрограммированным заранее точкам маршрута. В этом подрежиме обращают на себя внимание отображаемые слева и справа в верхней части ИЛС заданная высота и скорость полёта на маршруте. Циклически выбирать точки маршрута можно нажатием на клавиши "LCtrl + ~".
33. Третий навигационный подрежим отображается индикатором "BO3B" и предназначен для построения захода на запрограмированный заранее аэродром посадки. В этом подрежиме вы можете циклически выбирать другие аэродромы посадки нажатием на клавиши "LCtrl + ~".
34. Последний навигационный подрежим отображается индикатором "ПОС" и предназначен для захода по глиссаде, с выдерживанием основных параметров, и для посадки на выбранный аэродром.
35. Сейчас мы направляемся в сторону от 2 пункта маршрута над облаками на высоте 4000 метров.
36. Навигационный компьютер и директорный индекс указывают направление на 3 пункт маршрута. Обратите внимание, что в верхней части ИЛС, над текущими значениями скорости и высоты, выдаются их заданные значения.
37. Судя по показаниям значения заданного курса на ПНП, курс на 3 пункт маршрута составляет 178°.
38. Начинаем доворачивать вправо, чтобы выйти на заданный курс.
39. Теперь мы следуем за директорным индексом, отрабатывающим двойную поправку, на заданной высоте на 3 пункт маршрута.
40. Чтобы быстрее достичь привода на аэродром посадки, нажатием на клавишу "1" переключаемся в навигационный подрежим "Возврат" и контролируем появление маркера "ВОЗВ" в нижней левой части ИЛС.
Начинаем доворот влево, чтобы достичь направления на заданный навигационный ориентир.
41. После того, как мы задали нужное направление, достаточно просто удерживать директорный индекс в центре перекрестия ИЛС, чтобы сохранять правильную траекторию захода на аэродром перед переключением в подрежим "Посадка".
42. Навигационный компьютер и директорный индекс указывают на набор высоты до 4520 метров, но поскольку мы уже начали постепенное снижение и находимся примерно в 40 км от разворота на глиссаду, сейчас это не принципиально.
43. Навигационный компьютер и директорный индекс теперь указывают на снижение до 1820 метров, но опять же, это не обязательно в данный момент.
44. Навигационный компьютер теперь указывает на снижение до 1020 метров перед выходом на глиссаду, поэтому начинаем постепенное снижение, следуя указаниям директорного индекса.
45. Теперь мы на заданном курсе, поэтому начинаем постепенно снижение, соблюдая осторожность в сложных метеоусловиях и проверяя своё положение по авиагоризонту и указателю высоты.
46. Теперь навигационный компьютер автоматически переключился в подрежим "Посадка". Контролируем появление маркера "ПОС" в нижней левой части ИЛС. Начинаем доворот на курс 220.
47. После занятия глиссады, постоянно отслеживая своё положение, выпускаем шасси нажатием на клавишу "G", проверяем их выпуск по световой сигнализации на ППИ. Механизация при этом выпускается автоматически. Двойным нажатием "RAlt + L" включаем посадочные фары на передней стойке шасси.
48. Директорные планки показывают отклонение от глиссады, координированными движениями ручки управления продолжаем удерживать директорный индекс в центре перекрестия ИЛС.
49. До ближнего привода удерживаем скорость 270 км/ч.
50. Есть визуальный контакт с землёй. Видимость очень плохая... Перед касанием, снижаем скорость до 240 км/ч.
51. Вот и торец ВПП, выравниваемся плавным взятием ручки на себя.
52. Касание! Выпускаем тормозной парашют нажатием на клавишу "P" и задействуем тормоза основных стоек шасси нажатием клавиши "W".
53. На этом первый тренировочнй полёт на Су-27 подходит к завершению. Для более полной информации о приборах в кабине Су-27 и их работе прочтите, пожалуйста, руководство пилота.
54. Запомните простое правило для введения двойной поправки при переходе к следующей точке маршрута: жёлтая стрелка должна находиться между текущим курсом и белой двойной стрелкой.
55. Выключаем посадочные фары нажатием на "RAlt + L" и навигационные огни нажатием на "RCtrl + L" и останавливаем двигатели, переведя ручку управления двигателями на "малый газ" и затем нажав клавишу "RShift + End".
56. Использование ИЛС и навигационных приборов позволяет точно выдерживать требуемые параметры полёта по маршруту и обеспечивает успешную посадку на аэродром в простых и сложных метеоусловиях. Миссия завершена.

18. Радиолокационная станция (часть 1)

1. Добро пожаловать на тренировку боевого применения радиолокационной станции самолёта Су-27 в дальнем воздушном бою.
2. Вы можете в любой момент взять управление нажатием клавиши "Esc" и выбрать "Управление".
3. Пожалуйста, не трогайте устройства ввода, пока проигрывается запись. Для остановки и продолжения записи используйте клавишу "Pause".
4. Су-27 - это истребитель-перехватчик, предназначенный для борьбы с воздушными целями днём и ночью, в простых и сложных погодных условиях, во всём диапазоне высот и скоростей полёта.
5. Су-27 способен нести на 10 точках подвески до 4000 кг боевой нагрузки, в числе которой УР В-В (управляемые ракеты "возду-воздух") малой и средней дальности.
6. Сейчас под самолётом подвешены 4 ракеты средней дальности с полуактивным радиолокационным наведением Р-27ЭР.
7. 2 ракеты средней дальности с пассивным тепловым наведением Р-27ЭТ.
8. 2 ракеты ближнего воздушного боя с пассивным тепловым наведением Р-73.
9. 2 контейнера станции активных радиолокационных помех СПС-170 "Сорбция".
10. Самолёт Су-27 оборудован импульсно-допплеровской радиолокационной станцией (РЛС) Н-001 "Меч", предназначенной для поиска воздушных целей и наведения ракет с полуактивными радиолокационными головками самонаведения (ПАРГСН).
11. Сейчас в воздухе на среднем удалении от нас находятся несколько воздушных целей. Начнем тренировку по применению РЛС самолёта Су-27.
12. Включаем режим дальнего воздушного боя клавишей "2".
13. Включаем РЛС клавишей "I".
14. Клавишей "D" выбираем ракеты Р-27ЭР. Тип выбранных ракет индицируется на ИЛС.
15. Также на ИЛС индицируются пилоны, под которыми подвешены выбранные ракеты, эта информация дублируется на индикаторе подвесок под ИЛС.
16. РЛС в режиме обзора сканирует пространство в секторе +/-30° по азимуту и +/-5° по углу места.
17. Область сканирования (зону обзора) можно дискретно поворачивать относительно самолёта влево и вправо клавишами "RShift + ," и "RShift + /" на угол 30°. Текущее положение зоны обзора по горизонтали (по азимуту) отображается индексами на ИЛС и ИПВ.
18. Для того, чтобы управлять зоной обзора по вертикали (по углу места) нужно:
19. - Задать клавишами "RAlt + =" и "RAlt + -" ожидаемую дальность до цели. Задаваемое значение индицируется на ИЛС в нижней части в километрах.
20. - Задать клавишами "RShift + ;" и "RShift + ." ожидаемую разность высот своего самолёта и цели. Задаваемое значение индицируется в правой части ИЛС.
21. Там же индицируется текущее положение зоны обзора по углу места со шкалой угла места зоны, в верхней части которой указан её масштаб. Максимальное положение по углу места ограничено углами +55° и -35°.
22. Зону обзора можно вернуть в центр клавишами "Ctrl + i". При этом по умолчанию устанавливаются дальность - на 10 км, и разность высот - на 0 км.
23. Масштаб индикации РЛС можно менять клавишами "+" и "-".
24. Расскажем немного о режимах работы РЛС:
25. РЛС имеет три основных режима излучения, переключаемых клавишами "RShift + I":
26. - Высокая частота повторения импульсов излучения. Применяется для обнаружения целей, движущихся навстречу. В этом режиме дальность обнаружения удаляющихся целей крайне мала. На ИЛС при этом индицируется индекс "ППС" - атака в переднюю полусферу.
27. - Средняя частота повторения импульсов. Применяется для обнаружения целей на догоне. В этом режиме дальность обнаружения целей, движущихся навстречу, крайне мала. На ИЛС при этом индицируется индекс "ЗПС" - атака в заднюю полусферу.
28. - Комбинированный режим. В этом режиме чередуются два предыдущих режима. Обнаруживаются цели как на догоне, так и на встрече, но дальности обнаружения при этом несколько ниже, чем в режимах ЗПС и ППС. На ИЛС при этом индицируется индекс "АВТ".
29. Кроме того, РЛС имеет два режима обнаружения целей, переключаемых клавишами "Alt + i".
30. Режим сканирования. Этот режим совместим с любыми режимами излучения (ППС, ЗПС, АВТ). При этом на ИЛС отображаются цели без расчёта параметров их движения. Существует несколько типов отметок от целей:
31. - Двойная отметка от опознанной цели, опознавание возможно только для дружественной цели.
32. - Отметка от неопознанной цели. Если цель не опознана, то скорее всего это противник.

18. Радиолокационная станция (часть 2)

33. Количество "чёрточек" в отметке цели пропорционально площади её поверхности. С помощью них можно оценить размер цели.
34. - Отметка от активной помехи. На больших удалениях невозможно определить дальность до постановщика помех. При наличии помехи на ИЛС выводится индекс АП.
35. - Отметка от постановщика помех, "вскрытая" на фоне поставленной им активной помехи. Такая ситуация возможна на малых дальностях.
36. Режим сопровождения целей на проходе (СНП). Этот режим совместим только с режимами излучения с постоянной частотой повторения импульсов (ППС и ЗПС). СНП не может быть использовано при наличии источника активных помех. В СНП может сопровождаться до 10 целей, при этом возможно определение направления их движения. В этом режиме кроме отметок целей на ИЛС также выводятся отметки целей на ИПВ:
37. - Отметка от опознанной цели, опознание возможно только для дружественной цели.
38. - Отметка от неопознанной цели. Если цель не опознана, значит скорее всего это противник.
39. Чтобы захватить цель, применим автоматический захват наиболее опасной цели. Включаем режим СНП-ППС клавишами "Alt + I" и "RShift + I".
40. Через некоторое время автоматика накладывает строб на наиболее опасную цель. При этом на шкале дальности отображается:
41. - Шкала дальности с масштабом.
42. - Текущая дальность до цели.
43. - Максимальная дальность пуска по прямолинейно летящей цели.
44. - Максимальная дальность пуска с учетом маневра уклонения цели.
45. - Минимальная дальность пуска.
46. После захвата цели индикация на ИЛС меняется. Теперь на нём отображаются:
47. - Признак захвата.
48. - Ракурс цели. Сейчас цель идёт прямо на нас.
49. - Марка цели, показывающая её текущее положение.
50. - Метка положения РЛС.
Чтобы цель не вышла за пределы зоны сопровождения РЛС (что приведёт к срыву), необходимо удерживать эту точку в пределах квадрата.
51. ПР - "пуск разрешён". Квадратом отмечена ракета, подготовленная к пуску.
52. Пуск! (клавиша "Space").
53. Цель поражена!
54. Произведём захват активной помехи.
55. Чтобы вручную захватить цель, необходимо клавишами ",", "/", ";" и "." наложить строб на отметку цели и нажать клавишу "Enter" .
56. При захвате активной помехи у нас отсутствует информация о дальности и ракурсе цели.
57. Чтобы произвести пуск ракеты, нужно ввести дальность до цели вручную, клавишами "RAlt + =" и "RAlt + -".
58. Посмотрим, что происходит при захвате цели, опознанной как "свой".
59. Чтобы вручную захватить цель, необходимо клавишами ",", "/", ";" и "." наложить строб на отметку цели и нажать клавишу "Enter" .
60. При захвате цели, опознанной как "свой", на ИЛС индицируется признак захвата дружественной цели и отсутствует команда "пуск разрешён". Остальная индикация остаётся прежней.
61. Как видите, РЛС самолёта Су-27 - сложный комплекс, который при должном навыке позволяет решать круг задач по перехвату воздушных целей в самых различных условиях.

19. Оптико-локационная станция (ОЛС)

1. Добро пожаловать на тренировку боевого применения оптико-локационной станции (ОЛС) самолёта Су-27 в дальнем воздушном бою.
2. Вы можете в любой момент взять управление нажатием клавиши "Esc" и нажать "Управление".
3. Пожалуйста, не трогайте устройства ввода, пока проигрывается запись. Для остановки и продолжения записи используйте клавишу "Pause".
4. Су-27 оборудован оптико-локационной станцией (ОЛС), установленной перед остеклением кабины и предназначенной для поиска теплоконтрастных целей и выдачи целеуказания ракетам с тепловыми головками самонаведения (ТГСН).
5. ОЛС позволяет самолёту Су-27 осуществлять скрытную атаку целей, не выдавая своего присутствия включением радиолокационной станции.
6. Сейчас под самолётом подвешены 2 ракеты средней дальности с пассивным тепловым наведением Р-27ЭТ.
7. 4 ракеты ближнего воздушного боя с пассивным тепловым наведением Р-73.
8. Сейчас в воздухе на среднем удалении от нас находится несколько воздушных целей. Начнём тренировку по применению ОЛС самолёта Су-27.
9. Включаем режим дальнего воздушного боя клавишей "2".
10. Включаем ОЛС клавишей "O".
11. Клавишей "D" выбираем ракеты Р-27ЭТ. Тип выбранных ракет индицируется на ИЛС.
12. Также на ИЛС индицируются пилоны, под которыми подвешены выбранные ракеты, эта информация дублируется на индикаторе подвесок под ИЛС.
13. ОЛС в режиме обзора сканирует пространство в секторе +/-30° по азимуту и +/-5° по углу места.
14. При этом область сканирования можно дискретно поворачивать относительно самолёта влево и вправо клавишами "Shift + ," и "Shift + /" на угол 30°, а также плавно вверх на 50° и вниз на 15° клавишами "Shift + ;" и "Shift + .". Зону обзора можно вернуть в центр клавишами "Ctrl + I".
15. Текущее положение области сканирования (зоны обзора) индицируется двумя треугольными индексами на ИПВ.
16. На ИЛС при этом отображаются:
  - Текущий режим.
  - Признак работы ОЛС "T".
  - Указатель тангажа.
  - Отметки от целей.
  - Строб захвата.
  - Скорость, курс, высота.
17. Положение отметки цели по вертикали показывает угол места цели. Положение отметки цели по горизонтали показывает курсовой угол цели (угол между осью самолёта и направлением на цель в горизонтальной плоскости).
18. Для того, чтобы захватить цель, необходимо клавишами ",", "/", ";" и "." наложить строб на отметку цели и нажать клавишу "Enter" .
19. После захвата цели индикация на ИЛС меняется. Теперь на нём отображаются:
20. - Признак захвата.
21. - Шкала дальности с масштабом.
22. - Текущая дальность до цели.
23. - Максимальная дальность пуска с учётом маневра уклонения цели.
24. - Минимальная дальность пуска.
25. - Марка цели, показывающая текущее положение цели.
26. - Метка положения ОЛС.
Чтобы цель не вышла за пределы зоны сопровождения ОЛС (что приведёт к срыву), необходимо удерживать эту точку в пределах квадрата.
27. Как только текущая дальность становится меньше максимальной разрешённой, мы можем произвести пуск ракеты, не опасаясь нехватки энергии ракеты для поражения цели. Об этом нам сигнализирует индекс "ПР". Но помните - чем раньше вы пустили ракету, тем больше шансов у цели организовать противодействие вашей ракете.
28. Сближаемся. Форсаж!
29. ПР - "пуск разрешён"! Квадратом отмечена ракета, подготовленная к пуску.
30. Пуск! (клавиша "Space")
31. Цель поражена!
32. Помните, главное достоинство ОЛС - внезапность и скрытность атаки. А эти два качества всегда были главным оружием в руках умелого бойца.
33. Вы можете потренироваться в применении ОЛС самолёта Су-27 на оставшихся целях прямо по курсу. Для этого возьмите управление нажатием клавиш "Esc" и нажать УПРАВЛ.

20. Система предупреждения об облучении (СПО)

1. Добро пожаловать на ознакомительный полёт по применению системы предупреждения об облучении (СПО) самолёта Су-27.
2. Вы можете в любой момент взять управление нажатием клавиши "Esc" и выбрать "Управление".
3. Пожалуйста, не трогайте устройства ввода, пока проигрывается запись. Для остановки и продолжения записи используйте клавишу "Pause".
4. Самолёт Су-27 оборудован системой предупреждения об радиолокационном облучении СПО-15ЛМ "Берёза".
5. Система СПО-15ЛМ "Берёза" включает в себя информационную панель в кабине лётчика и 4 приёмных антенны на фюзеляже самолёта.
6. Рассмотрим подробнее индикацию на информационной панели СПО-15ЛМ при облучении различными источниками радиолокационного излучения.
7. На панели имеются три круговых ряда световых сигнализаторов:
8. - Ряд из крупных ламп жёлтого цвета, показывающий направление на источник облучения, принятый автоматикой СПО-15ЛМ, как наиболее опасный. Если горят одновременно две лампы, то направление на источник находится между ними.
9. - Ряд из малых прямоугольных ламп жёлтого цвета, показывающих силу облучения. Она пропорциональна дальности до источника излучения и его мощности. Таким образом, зная тип источника облучения, по этому индикатору всегда можно оценить расстояние до наиболее опасного источника облучения.
10. - Две полукруглых лампы жёлтого цвета в центре панели показывают полусферу, относительно вашего самолёта, в которой находится наиболее опасный источник излучения, - верхнюю и нижнюю соответственно.
Если горят одновременно две лампы, это означает, что источник находится вблизи относительного горизонта.
11. - Ряд из малых ламп зелёного цвета, показывающих направления на источники излучения.
12. Буквенные индексы на нижней панели (отображаются зелёным цветом) означают следующее:
13. - Индекс "C" - при облучении воздушной радиолокационной станцией (РЛС) дальнего обнаружения (ДРЛО), а также импульсных РЛС других самолётов в режиме обзора (сканирования).
14. Над рядом индексов типов источников облучения имеется ряд ламп жёлтого цвета. Горящая лампа из этого ряда показывает тип наиболее опасного источника облучения.
15. - Индекс "F" - при облучении наземной РЛС ДРЛО, а также другими РЛС, орудийная наводка которых имеет частоту повторения импульсов более 8 кГц.
16. Если имеется обнаруженный источник облучения, но световое табло в центре панели не горит и слышен низкий прерывистый звуковой сигнал, то это означает, что нас облучает только РЛС в режиме обзора, а захвата от РЛС наведения не обнаружено.
17. Клавишами "RAlt + ," и "RAlt + ." можно уменьшить или увеличить громкость звуковых сигналов СПО-15ЛМ.
18. - Индекс "H" - при облучении РЛС зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) или зенитной самоходной установки малой дальности в режиме работы РЛС слежения за целью или РЛС слежения за ракетой.
19. Постоянно горящее красное световое табло в центре панели и непрерывный звуковой сигнал означают, что наш самолёт захвачен РЛС наведения. Эта ситуация чаще всего предшествует пуску ракеты по нашему самолёту.
20. Сейчас мы прошли на значительном, безопасном, боковом удалении от ЗРК.
21. - Индекс "Х" - при облучении РЛС зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) средней дальности при работе РЛС целеуказания малых высот или РЛС подсвета цели.
22. Мигающее красное табло и прерывистый высокий звуковой сигнал означают, что РЛС противника перешла в режим наведения ракет. То есть по нам пустили ракету. Срочно выполняем маневр уклонения.
23. - Индекс "З" - при облучении РЛС зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) большой дальности.
24. Мы имеем возможность отфильтровать источники облучения, работающие в режиме обзора. При этом на панели будут отображаться только источники, работающие в режиме захвата и режиме наведения ракет. Для включения и выключения этого фильтра необходимо нажать клавиши "RShift + R".
25. - Индекс "П" - при облучении РЛС истребителя или активной радиолокационной головки самонаведения ракеты (АРГСН) и при работе РЛС в режиме наведения ракеты (одновременное импульсное и непрерывное излучение).
26. Помните, СПО не имеет возможности различать излучение от дружественных и вражеских источников.
27. Как видите, система предупреждения об облучении СПО-15ЛМ "Берёза" - эффективный и простой в применении комплекс, позволяющий адекватно оценивать угрозы со стороны радиолокационных комплексов противника.

21. Ближний воздушный бой (часть 1)

1. Добро пожаловать на тренировку по применению в ближнем воздушном бою вооружения самолёта Су-27.
2. Вы можете в любой момент взять управление нажатием клавиши "Esc" и выбрать "Управление".
3. Пожалуйста, не трогайте устройства ввода, пока проигрывается запись. Для остановки и продолжения записи используйте клавишу "Pause".
4. Прицельно-навигационный комплекс Су-27 имеет 6 режимов ближнего воздушного боя. В их числе:
5. - "Строб" - режим, позволяющий захватывать цель, находящуюся в пределах ИЛС и осуществлять точное прицеливание посредством подвижного кольца на ИЛС. Применяется против маломаневренных воздушных целей, позволяет точно выделить цель из плотной группы.
6. - "Шлем" - режим прицеливания с помощью нашлемной системы целеуказания. Имеет очень широкое поле возможного захвата, особенно эффективен при применении совместно с ракетами ближнего маневренного боя Р-73.
7. - "ВС" - вертикальное сканирование. Этот режим позволяет производить автоматический захват целей в вертикальной полосе шириной 6°. Исключительно удобен в ближнем маневренном бою, когда цель находится прямо по курсу. Позволяет значительно сократить время прицеливания.
8. - "Фи0" ("Фи-ноль") - резервный режим целеуказания ракетам с тепловой головкой самонаведения (ТГСН).
Позволяет давать целеуказание ракетам при полностью выведенном из строя прицельном комплексе самолёта.
9. - "НС" - режим несинхронной стрельбы из пушки. В этом режиме прицельная система автоматически вычисляет все поправки для стрельбы из пушки, что позволяет атаковать цели при сложном маневрировании с больших дальностей (до 1400 метров).
10. - "Прогноз-дорожка" - резервный режим стрельбы из пушки, позволяющий прицелиться на простых видах маневра при выведенной из строя прицельной системе.
11. Рассмотрим эти режимы подробнее.
12. Клавишей "4" включаем режим БВБ - "Строб". При этом автоматически выбираются УР малой дальности Р-73, подвешенные на внешних подкрыльевых узлах подвески.
13. Маневром самолёта помещаем цель в пределы ИЛС.
14. Клавишами "/", ".", "," и ";" накладываем кольцо на цель.
15. Наложив строб на цель, производим захват клавишей "Enter".
16. ПР - "пуск разрешён". Квадратом отмечена ракета, подготовленная к пуску.
17. Пуск! (клавиша "Space").
18. Цель поражена!
19. Клавишей "5" включаем режим БВБ - "Шлем".
20. Движением головы накладываем визирное кольцо нашлемной системы на цель.
21. Клавишей "Enter" производим захват. Информация на ИЛС аналогична захвату из режима БВБ - "Строб" и включает:
  - Признак захвата "A".
  - Индекс работающей оптико-локационной станции "T".
  - Дальность до цели.
  - Разрешённые максимальные и минимальные дальности пуска.
  - Марку цели.
  - Тип выбранных ракет.
22. Пуск ракеты!
23. Цель поражена!

21. Ближний воздушный бой (часть 2)

24. Клавишей "6" включаем режим "Фи0".
25. Доворачиваем на следующую цель.
26. Цель далеко, выбираем ракеты средней дальности с тепловым наведением Р-27ЭТ нажатием клавиши "D".
27. Маневром самолёта накладываем центральное перекрестие на цель.
28. Индекс ПР и непрерывный тоновый звук означают, что головка самонаведения ракеты захватила цель.
29. Пуск!
30. Цель поражена!
31. Для применения ракет с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения (ПАРГСН) в режимах ближнего воздушного боя необходимо:
32. - Включить один из трёх ("Строб", "ВС", "Шлем") режимов БВБ.
33. - Включить радар клавишей "I", выключить ОЛС клавишей "O".
34. - Выбрать ракеты с ПАРГСН Р-27ЭР клавишей "D".
35. - Захватить цель.
36. Пуск ракеты!
37. Цель поражена!
38. Рассмотрим применение пушки:
39. Для применения режима несинхронной стрельбы необходимо выполнить следующую последовательность действий:
40. - Захватываем цель из любого режима БВБ или ДВБ, например, БВБ - "ВС".
41. - Клавишей "3" включаем режим БВБ - "ВС".
42. - Маневром самолёта помещаем цель между двумя вертикальными линиями на ИЛС.
43. Как только цель оказалась между линий, происходит автозахват.
44. - Включаем пушку клавишей "C".
45. На дальности более 1400 м на ИЛС отображается только дальность до цели и остаток боекомплекта в четвертях от максимального (4 - полный, 3 - три четверти, 2 - половина, 1 - четверть, 0 - нет).
46. На дальности менее 1400 м на ИЛС появляется индекс ПР и прицельное перекрестие. Длина дуги окружности вокруг перекрестия показывает дальность до цели - полная окружность соответствует дальности 1400 м.
47. Накладываем перекрестие на цель и открываем огонь (клавиша "Space").
48. Цель поражена!
49. Доворачиваем и сближаемся со следующей целью.
50. Для включения режима "Прогноз-дорожка" необходимо включить любой режим БВБ или ДВБ и, не захватывая цель, включить пушку клавишей "C".
51. Визуально определяем тип цели - в данном случае Ан-26 - и вручную выставляем базу цели равной размаху крыльев цели. База цели изменяется клавишами "RCtrl + +" и "RCtrl + -". Установленная база цели отображается в верхней части ИЛС.
52. Для прицеливания нужно занять позицию на хвосте у цели и, удерживая одинаковый с нею крен, поместить цель в дорожку таким образом, чтобы законцовки крыльев касались "усов" "Прогноз-дорожки". Как только это условие выполнено, открываем огонь.
53. Цель поражена!
54. Как видите, прицельно-навигационный комплекс Су-27 предоставляет лётчику широкие возможности по ведению ближнего, в том числе маневренного, воздушного боя с применением всей номенклатуры вооружения "воздух-воздух". Это делает Су-27 опасным противником в ближнем воздушном бою для любого истребителя мира.

22. Су-33: палубный истребитель-перехватчик

1. Добро пожаловать на тренировку по применению неуправляемого вооружения по наземным целям с самолёта Су-27.
2. Вы можете в любой момент взять управление нажатием клавиши "Esc" и выбрать "Управление".
3. Пожалуйста, не трогайте устройства ввода, пока проигрывается запись. Для остановки и продолжения записи используйте клавишу "Pause".
4. Самолёт Су-27 является перехватчиком, но дополнительно он имеет возможность работать по наземным целям с применением неуправляемого вооружения, такого как АБСП (авиационные боеприпасы свободного падения), НАР (неуправляемые авиационные ракеты), ВПУ ГШ-30-1 (встроенная пушечная установка). Су-27 способен нести до 4000 кг боевой нагрузки.
5. Нажатием клавиши "7" включаем режим "Земля".
6. Нажатием клавиши "D" выбираем разовые бомбовые контейнеры РБК-500, подвешенные на подфюзеляжные пилоны. Они предназначены для поражения скоплений техники.
7. На ИПВ треугольниками отмечены запрограммированные цели. Текущая отмечена на ИПВ сплошным треугольником, а на ИЛС - ромбом.
8. "ОТВ" сигнализирует о невозможности применения оружия из-за нахождения нашего самолёта в зоне разлёта осколков.
9. Подвижная прицельная марка (ПМ) на ИЛС показывает расчётную точку падения бомб. Если на ПМ не отображается "шпага", это означает, что точка падения находится вне ИЛС.
10. "Шпага" на ПМ показывает направление линии разрывов боеприпасов.
11. Заходим на цель боевым разворотом.
12. Слева на ИЛС отображается шкала и текущая дальность до точки падения боеприпасов.
13. Маневром самолёта накладываем прицельную марку на цель.
14. Индекс "ПР" сигнализирует о возможности немедленного применения выбранного оружия.
15. Сброс! (клавиша "Space".)
16. Нажатием клавиши "D" выбираем крупнокалиберные фугасные авиабомбы ФАБ-500, подвешенные на пилонах под гондолами двигателей.
17. Выполняем заход на цель с "полупетли".
18. Маневром самолёта накладываем прицельную марку на цели и нажимаем кнопку сброса (клавиша "Space").
19. Маневром самолёта удерживаем директор перегрузки на центре директорного кольца.
20. Слева на ИЛС отображается шкала со временем, оставшимся до сброса. За 2 секунды до сброса включается звуковой сигнал.
21. Сброс! (в этом режиме сброс происходит автоматически).
22. Боевым разворотом заходим на следующую цель. Её мы будем атаковать с применением НАР С-13. Блоки УБ-13, по пять НАР С-13 в каждом, подвешены на подкрыльевых пилонах.
23. На шкале дальности отображаются:
  - Текущая дальность до точки падения боеприпасов.
  - Максимальная эффективная дальность пуска.
  - Минимальная дальность пуска.
24. Маневром самолёта накладываем прицельную марку на цель.
25. Пуск! (клавиша "Space".)
26. Нажатием клавиши "C" включаем пушку.
27. Боевым разворотом заходим на следующую цель.
28. Маневром самолёта накладываем прицельную марку на цель.
29. Огонь! (клавиша "Space".)
30. Цель поражена!
31. Для того, чтобы вы могли самостоятельно потренироваться в применении неуправляемого вооружения по наземным целям с самолёта Су-27, мы заходим на посадку для перезарядки боекомплекта.
32. Как видите, хотя Су-27 и является истребителем-перехватчиком, при этом прицельно-навигационный комплекс и неуправляемое вооружение самолёта позволяют лётчику эффективно выполнять задачи по поражению любых наземных целей в условиях прямой видимости.
33. Выполняем посадку...
34. Останавливаемся - перезарядка возможна только при полной остановке самолёта.
35. Нажатием клавиши "\" вызываем меню "Команды", выбираем меню наземного обслуживающего персонала (НОП) клавишей "F7", далее выбираем команду "По заданию" клавишей "F3".
36. Теперь вы можете самостоятельно потренироваться в применении прицельных систем и вооружения самолёта Су-27 при работе по наземным целям.

23. Неуправляемое вооружение по наземным целям


1. Добро пожаловать на тренировку по применению неуправляемого вооружения по наземным целям с самолёта Су-27.
2. Вы можете в любой момент взять управление нажатием клавиши "Esc" и выбрать "Управление".
3. Пожалуйста, не трогайте устройства ввода, пока проигрывается запись. Для остановки и продолжения записи используйте клавишу "Pause".
4. Самолёт Су-27 является перехватчиком, но дополнительно он имеет возможность работать по наземным целям с применением неуправляемого вооружения, такого как АБСП (авиационные боеприпасы свободного падения), НАР (неуправляемые авиационные ракеты), ВПУ ГШ-30-1 (встроенная пушечная установка). Су-27 способен нести до 4000 кг боевой нагрузки.
5. Нажатием клавиши "7" включаем режим "Земля".
6. Нажатием клавиши "D" выбираем разовые бомбовые контейнеры РБК-500, подвешенные на подфюзеляжные пилоны. Они предназначены для поражения скоплений техники.
7. На ИПВ треугольниками отмечены запрограммированные цели. Текущая отмечена на ИПВ сплошным треугольником, а на ИЛС - ромбом.
8. "ОТВ" сигнализирует о невозможности применения оружия из-за нахождения нашего самолёта в зоне разлёта осколков.
9. Подвижная прицельная марка (ПМ) на ИЛС показывает расчётную точку падения бомб. Если на ПМ не отображается "шпага", это означает, что точка падения находится вне ИЛС.
10. "Шпага" на ПМ показывает направление линии разрывов боеприпасов.
11. Заходим на цель боевым разворотом.
12. Слева на ИЛС отображается шкала и текущая дальность до точки падения боеприпасов.
13. Маневром самолёта накладываем прицельную марку на цель.
14. Индекс "ПР" сигнализирует о возможности немедленного применения выбранного оружия.
15. Сброс! (клавиша "Space".)
16. Нажатием клавиши "D" выбираем крупнокалиберные фугасные авиабомбы ФАБ-500, подвешенные на пилонах под гондолами двигателей.
17. Выполняем заход на цель с "полупетли".
18. Маневром самолёта накладываем прицельную марку на цели и нажимаем кнопку сброса (клавиша "Space").
19. Маневром самолёта удерживаем директор перегрузки на центре директорного кольца.
20. Слева на ИЛС отображается шкала со временем, оставшимся до сброса. За 2 секунды до сброса включается звуковой сигнал.
21. Сброс! (в этом режиме сброс происходит автоматически).
22. Боевым разворотом заходим на следующую цель. Её мы будем атаковать с применением НАР С-13. Блоки УБ-13, по пять НАР С-13 в каждом, подвешены на подкрыльевых пилонах.
23. На шкале дальности отображаются:
  - Текущая дальность до точки падения боеприпасов.
  - Максимальная эффективная дальность пуска.
  - Минимальная дальность пуска.
24. Маневром самолёта накладываем прицельную марку на цель.
25. Пуск! (клавиша "Space".)
26. Нажатием клавиши "C" включаем пушку.
27. Боевым разворотом заходим на следующую цель.
28. Маневром самолёта накладываем прицельную марку на цель.
29. Огонь! (клавиша "Space".)
30. Цель поражена!
31. Для того, чтобы вы могли самостоятельно потренироваться в применении неуправляемого вооружения по наземным целям с самолёта Су-27, мы заходим на посадку для перезарядки боекомплекта.
32. Как видите, хотя Су-27 и является истребителем-перехватчиком, при этом прицельно-навигационный комплекс и неуправляемое вооружение самолёта позволяют лётчику эффективно выполнять задачи по поражению любых наземных целей в условиях прямой видимости.
33. Выполняем посадку...
34. Останавливаемся - перезарядка возможна только при полной остановке самолёта.
35. Нажатием клавиши "\" вызываем меню "Команды", выбираем меню наземного обслуживающего персонала (НОП) клавишей "F7", далее выбираем команду "По заданию" клавишей "F3".
36. Вы можете самостоятельно потренироваться в применении прицельных систем и вооружения самолёта Су-27 при работе по наземным целям.