Главная Eng In English
Новости
LockOn: Горячие Скалы 2
Обучение
Лётная школа
A-10A
F-15C
Су-27
Су-25
Су-25Т
Активация
FAQ
LockOn: Горячие Скалы
LOMAC
Журнал разработчика
Загрузки
Файлы пользователей
Интернет-магазин
Ссылки
Техподдержка
Корзина

Eagle Dynamics The Fighter Collection

Су-25Т

29. Введение
   Часть 1
   Часть 2
   Часть 3
30. "Шквал": оптико-телевизионный прицельный комплекс (ОТПК)
   Часть 1
   Часть 2
31. Пушечное вооружение
   Часть 1
   Часть 2
32. Бомбовое вооружение
   Часть 1
   Часть 2
33. Ракеты класса "воздух-поверхность" с лазерным наведением
34. Ракетное и бомбовое вооружение с телевизионным наведением
35. Противорадиолокационные ракеты
36. Инфракрасные ракеты "воздух-воздух" Р-60M и Р-73


29. Введение (часть 1)

1. Добро пожаловать в тренировочную миссию на штурмовике Су-25Т.
Су-25Т - это модификация хорошо известного самолёта Су-25.
2. Штурмовик Су-25Т оснащён авионикой, типичной для российского истребителя, имеет индикатор на лобовом стекле (ИЛС) и автопилот. Самолёт стал тяжелее за счёт размещения в фюзеляже дополнительных топливных баков и электронных блоков. Для их размещения была изменена форма фюзеляжа - за кабиной пилота появился характерный "горб".
3. Элероны и руль высоты на Су-25Т отклоняются гидравлическими бустерами, руль направления имеет обычную механическую проводку от педалей, тогда как на Су-25 только элероны имеют бустерное управление.
4. Чтобы взять управление самолётом на себя или выйти из миссии, нажмите клавишу "Esc".
5. В этой миссии рассказывается об индикации на ИЛС в навигационном режиме, а также о том, как вести самолёт по маршруту, используя директорное управление. Кроме этого будут рассмотрены режимы работы автопилота, за исключением боевых. Очень желательно, чтобы перед выполнением этой миссии вами была уже изучена панель приборов и навигация в тренировочной миссии на Су-25.
6. Приборная панель Су-25Т практически такая же, как на Су-25. На указателе приборной скорости появилась шкала жёлтого цвета, отображающая истинную скорость, а в левом нижнем углу панели - щиток автопилота. Его работу рассмотрим чуть позже.
7. Перед вами ИЛС. Перед началом изучения навигационных и посадочного режимов необходимо ознакомиться с индикацией на нём.
8. В центре ИЛС находится стилизованное изображение (индекс) самолёта и горизонтальная линия, играющая роль горизонта для него. Индекс - это схематическое изображение самолёта при виде сзади. Положение индекса самолёта относительно линии горизонта соответствует реальному пространственному положению самолёта.
9. Когда самолёт вращается вокруг продольной оси, индекс вращается синхронно с ним, отображая угол текущего крена. Это обеспечивает лётчику пространственную ориентацию даже при отсутствии видимости естественного горизонта.
10. Индекс самолёта обрамлен шкалой углов крена, большие риски на которой соответствуют углам 15°, 30° и 60°, а маленькие риски размечены через 5°. Индекс остается неподвижным, а линия горизонта перемещается относительно него при изменении углового положения самолёта.
11. Справа от линии горизонта расположена шкала углов тангажа. Справа от неё - шкала вариометра, отображающего вертикальную скорость самолёта в м/с.
12. В левом верхнем углу ИЛС выводится приборная скорость самолёта в км/ч. Шкала и треугольник снизу - это индикатор ускорения/торможения самолёта. Число вверху - это предписанное значение приборной скорости на текущем отрезке маршрута.
13. Справа от приборной скорости - подвижная шкала курса с неподвижным треугольником-указателем.
14. Еще правее - значение текущей высоты. На малых высотах, когда работает радиовысотомер, выводится значение высоты, измеренное им. При этом справа от числа добавляется буква "р". Если высота или крен увеличиваются настолько, что радиовысотомер отключается, выводится значение барометрической высоты.
Число над текущей высотой - барометрическая высота, предписанная для этого отрезка маршрута.
15. В левом нижнем углу ИЛС индицируется текущий режим или подрежим ИЛС, правее в режиме НАВ - расстояние до следующего пункта маршрута, а в правом нижнем углу - его порядковый номер.
16. В центре ИЛС расположено директорное кольцо, указывающее, в каком направлении следует вести самолёт, чтобы выдерживать маршрут. Используя это кольцо, можно лететь даже при полном отсутствии видимости.
Директорное управление позволяет выйти на заданный курс при переключении текущего пункта маршрута, автоматически отрабатывая двойную поправку. Нужно просто следовать за директорным кольцом.
17. Если выбрать основной и самый сложный режим автопилота "Маршрут", нажав клавишу "A", то он будет следовать за директорным кольцом лучше, чем это может делать человек. Сейчас вы увидите, как у него это получается.
18. Выполним увод самолёта с маршрута, а затем включим автопилот клавишей "A". При использовании автопилота нам остаётся только контролировать скорость и поддерживать её в заданных пределах, вовремя изменяя режим двигателей. Обратите внимание, что при маневрировании автопилот имеет определённые ограничения: угол атаки по прибору - не более 15°, перегрузка - не более 3g.
19. Пока мы разворачиваемся, есть время, чтобы познакомиться с режимами работы автопилота. Первый режим - это "Маршрут", который включается из подрежима ИЛС МАРШ в режиме НАВ. Он управляет самолётом, ведя его по маршруту, проложенному в редакторе миссий. Пилоту остаётся только вручную поддерживать заданную скорость самолёта.
20. Второй режим - это режим "Посадка". Его можно включить, нажав клавишу "A", из подрежима ПОСАДКА режима НАВ или же уже включенный в режим "Маршрут" автопилот автоматически переходит в этот режим, когда подрежим МАРШ режима НАВ переключается в режим ПОСАДКА.
21. Режим "Стабилизация угловых положений" (клавиши "LAlt + 1") выдерживает углы крена и тангажа на момент включения режима. Очень полезен при выполнении восходящих и нисходящих спиралей.
22. Режим "Стабилизация высоты барометрической и угла крена" ("LAlt + 2") - очень полезен при выполнении разворотов, сохраняя высоту постоянной.
23. Режим "Приведение к горизонту" ("LAlt + 3") приводит самолёт к горизонту из любого пространственного положения. Не забывайте, что автопилот не вытягивает более 3 g... но ему всегда можно помочь, потянув РУС на себя.
24. Режим "Стабилизация высоты барометрической" ("LAlt + 4") помогает выдерживать строго горизонтальный полёт. Креном можно управлять вручную. Не забывайте, что при крене более 60° автопилот автоматически выключится.
25. Режим "Стабилизация радиовысоты" ("LAlt + 5") обеспечивает полёт на постоянной высоте над поверхностью земли. В следующем полёте обязательно попробуем этот режим в Кавказских горах.
26. Автопилот выключается, если угол тангажа выйдет за пределы +/-35° или крен превысит 60° во всех режимах, кроме режимов "Приведение к горизонту", "Маршрут" и "Посадка".
27. Теперь давайте посмотрим, как автопилот вернёт нас на маршрут. Нажимаем клавишу "A"... и проверяем щиток автопилота. Теперь остаётся только не забывать контролировать приборную скорость.

29. Введение (часть 2)

28. Отличная работа! Теперь можно откинуться на спинку кресла и выпить кофе... Однако лучше попробуем режим "Стабилизация угловых положений". Начинаем восходящую спираль с углом крена 30 градусов. Включаем режим "Стабилизация угловых положений" клавишами "LAlt + 1".
29. Нажимая и удерживая клавиши "LAlt + ~", можно отключить автопилот, установить новый режим полёта, а затем отпустить клавиши. Очень удобно назначить эту функцию на одну из гашеток РУС.
30. И теперь автопилот выдерживает новый режим полёта.
31. Теперь переключаем автопилот в режим "Приведение к горизонту" клавишами "LAlt + 3"... затем - в режим "Маршрут" клавишей "A".
32. Приходится даже выпускать воздушный тормоз, чтобы избежать чрезмерного увеличения скорости. Потряхивает...
33. Не дожидаясь, пока будет пройден первый пункт маршрута, переключим автопилот на следующий пункт нажатием клавиш "LCtrl + ~". Обратите внимание, как он будет отрабатывать двойную поправку.
34. Сейчас автопилот отрабатывает двойную поправку в 90°!
35. Замечательно! Пока мы летим до следующего пункта маршрута, есть время, чтобы ознакомиться с автопилотом поподробней.
36. Режимы "Стабилизация высоты барометрической", "Стабилизация радиовысоты" и "Стабилизация угловых положений" могут быть включены из режимов "Маршрут" и "Посадка". Автопилот будет поддерживать параметры на момент включения режима.
37. Автопилот может уводить самолёт с опасной высоты в режимах "Стабилизация радиовысоты", "Стабилизация высоты барометрической", "Стабилизация угловых положений", включая и те случаи, когда они были включены в режимах "Маршрут" или "Посадка". Режим увода включается автоматически, если текущая высота становится меньше половины заданной. Высота включения режима "Увод" соответственно увеличивается при возрастании скорости снижения. Режим также включается при превышении скорости снижения более 50 м/с.
38. Автопилот существенно облегчает пилотирование самолёта... если не забывать контролировать приборную скорость.


29. Введение (часть 3)

39. Прежде чем будет достигнут пункт маршрута 2, выключаем автопилот и выбираем следующий пункт маршрута. Затем попробуем лечь на новый курс вручную, следуя за директорным кольцом на ИЛС.
40. Определённо, автопилот рулит лучше...
41. В следующий раз можно пролететь весь маршрут целиком, но сейчас - пора возвращаться на точку.
42. Переключаемся в подрежим ВОЗВРАТ, а затем включаем автопилот.
43. Сейчас автопилот в режиме "Посадка" и ведёт нас в начало посадочной глиссады. Следим за приборной скоростью.
44. Чтобы завершить предпосадочное снижение, переходим на ручное управление.
45. Чтобы подробнее ознакомиться с нововведениями в кабине самолёта Су-25Т, необходимо изучить соответствующие разделы руководства пилота.

30. "Шквал": ОТПК (часть 1)

1. Добро пожаловать на тренировку по использованию оптико-телевизионного прицельного комплекса (ОТПК) "Шквал" самолёта Су-25Т.
2. Вы можете в любой момент взять управление на себя нажатием клавиши "Esc".
3. Для остановки и продолжения записи используйте клавишу "Pause".
4. Будьте внимательны в процессе тренировки, полученные здесь знания потребуются на следующих занятиях.
5. Основной прицельной системой самолёта Су-25Т является оптико-телевизионный прицельный комплекс И-251 "Шквал", предназначенный для обнаружения и сопровождения контрастных целей в дневных условиях.
Дополнительно Су-25Т может быть снаряжён ночной прицельной системой "Меркурий", аналогичной по функциональности и управлению "Шквалу".
6. Нажатием клавиши "7" включаем режим "Земля".
7. Рассмотрим индикацию на индикаторе подвесок (ИП):
8. - Ряд жёлтых ламп показывает наличие на соответствующих пилонах подвесок.
9. - Ряд зелёных ламп показывает пилоны с подвесками выбранного типа.
10. В окне "Работа" отображается выбранный класс вооружения:
11. - НРС - неуправляемые ракетные снаряды, на ИЛС при этом отображается тип НРС.
12. - Б - авиационные боеприпасы свободного падения (АБСП), на ИЛС при этом также отображается только класс вооружения (авиа-бомбы).
13. - УР - управляемые ракеты ("воздух-воздух", "воздух-поверхность"), на ИЛС при этом отображается тип УР.
14. - ВПУ - встроенная пушечная установка, на ИЛС при этом тоже отображается индекс "ВПУ", а также остаток боекомплекта в четвертях.
15. - ППУ - подвесная пушечная установка, на ИЛС при этом тоже отображается индекс "ППУ", а также остаток боекомплекта в четвертях.
16. В окне "Резерв" отображается тип вооружения, который может быть применён совместно с выбранным типом вооружения.
17. В нижней части ИП в трёх окнах отображаются остатки боекомплекта:
  - Внешних подвесных пушечных установок.
  - Внутренних подвесных пушечных установок.
  - Встроенной пушечной установки.
При этом остаток индицируется в четвертях:
  - "К" - полный комплект.
  - "3/4" - остаток три четверти от полного.
  - "1/2" - половинный остаток.
  - "НЗ" - неприкосновенный (аварийный) запас.
  - "////" - боекомплект израсходован полностью.
18. Теперь пришло время рассмотреть работу с оптико-телевизионным прицельным комплексом "Шквал".
19. Нажатием клавиши "O" включаем прицельный комплекс. При этом на ИЛС высвечивается индекс "ТВ", а на телевизионном индикаторе (ИТ) появляется монохромная картинка прицельного комплекса.
20. На телевизионном индикаторе (ИТ) отображается силуэт самолёта, показывающий крен, а также линия тангажа с цифровым указателем и высота полёта, измеренная радиовысотомером.
21. Мы можем перемещать поле зрения прицельного комплекса по вертикали и горизонтали нажатием клавиш ";", ".", "," и "/".
При этом на ИЛС отображается марка положения центра поля зрения прицельного комплекса, а на ИТ в верхней и в левой частях отображаются шкалы с текущим положением поля зрения - шкалы проградуированы через 10°.
Предельные углы отклонения поля зрения прицельного комплекса составляют от минус 35° до +35° по горизонтали и от минус 80° до +15° по вертикали.
В полёте поле зрения "Шквала" автоматически стабилизировано по крену в диапазоне +/-30°. Если в процессе полёта крен превысит 60°, то произойдёт срыв захвата.

30. "Шквал": ОТПК (часть 2)

22. Мы можем изменять увеличение прицельного комплекса нажатием клавиш "-" и "+".
Текущее значение увеличения отображается на телевизионном индикаторе в верхнем левом углу. Всего прицельный комплекс имеет 3 фиксированных значения увеличения: 1х, 8х, 23х.
23. Чтобы захватить наземную цель с помощью прицельного комплекса, выполняем следующие действия.
24. Нажатием клавиш "RCtrl + -" и "RCtrl + +" (дискретно) или "RAlt + -" и "RAlt + +" (плавно) устанавливаем базу цели - характерный размер цели.
25. Направляем поле зрения прицельного комплекса на предполагаемое местонахождение цели (ориентируясь по указателю положения поля зрения на ИЛС) и нажимаем кнопку захвата (клавиша "Enter").
После этого прицельный комплекс переходит в режим корректируемого сопровождения (индекс КС), в котором поле зрения прицельного комплекса автоматически сопровождает захваченную точку поверхности земли. При этом на ИТ отображается дальность до этой точки, если она меньше 10 км.
26. При необходимости увеличиваем изображение.
Наводим центр поля обзора на цель. Если база цели выставлена правильно, происходит автоматический захват цели на автосопровождение, о чём сигнализирует индекс АС на телевизионном индикаторе.
27. Чтобы снять захват с цели, достаточно сдвинуть поле зрения прицельного комплекса в сторону. В этом случае прицельный комплекс автоматически перейдёт в режим корректируемого сопровождения.
28. Также можно нажатием клавиши "Enter" снять захват и отключить стабилизацию камеры.
29. Нажатием клавиш "RShift + O" можно включить лазерный дальномер. При этом его работа отображается на ИЛС индексом "ИД" (индикация дальности).
30. При включении режимов корректируемого (КС) или автоматического (АС) сопровождения и работе лазерного дальномера на телевизионном индикаторе отображается индекс "ИД".
31. Если дальность до точки поверхности (цели) больше предельной (10 км), то на телевизионном индикаторе пропадает индикация дальности, а индекс "ИД" начинает мигать.
32. После выключения ЛД (вручную - нажатием клавиш "RShift + O", или автоматически - спустя минуту после включения) он переходит в режим охлаждения, что отображается мигающим индексом "Л" на ИЛС.
После завершения цикла охлаждения индекс "Л" гаснет, и мы снова можем включить ЛД.
При необходимости можно снять блокировку и включить ЛД до окончания цикла охлаждения. Для этого необходимо в течение короткого времени пять раз подряд нажать клавиши "RShift + O".
33. Теперь давайте рассмотрим захват прицельным комплексом воздушной цели. Для этого выполним следующие действия.
34. Установим базу цели, то есть характерный размер цели.
35. В свободном режиме прицельного комплекса (при отсутствии индекса КС или АС), маневром самолёта и нажатием клавиш ";", ".", "," и "/" наводим центр поля обзора на цель и нажимаем кнопку захвата. Если база цели выставлена правильно, происходит захват цели на автосопровождение, о чём сигнализирует индекс АС на телевизионном индикаторе.
36. Для работы в условиях низкой освещённости Су-25Т может быть снаряжен ночной прицельной системой "Меркурий", аналогичной по функциональности и управлению "Шквалу".
Для её включения необходимо нажать клавиши "RCtrl + O".

31. Пушечное вооружение (часть 1)

1. Добро пожаловать на тренировку по применению пушечного вооружения самолёта Су-25Т по наземным целям.
2. Вы можете в любой момент взять управление на себя нажатием клавиши "Esc".
3. Пожалуйста, не трогайте устройства ввода, пока проигрывается запись. Для остановки и продолжения записи используйте клавишу "Pause".
4. Самолёт Су-25Т вооружён встроенной неподвижной пушечной установкой (ВПУ) с двуствольной пушкой ГШ-302 калибра 30 мм.
Кроме того, на 4 подкрыльевых точки подвески могут быть установлены подвесные контейнеры СППУ-22 с подвижными в вертикальной плоскости двуствольными пушками ГШ-23 калибра 23 мм.
5. Су-25Т способен нести неуправляемые авиационные ракеты (НАР) различных калибров:
  - С-5 - 57 мм НАР в блоках по 32 штуки.
  - С-8 - 80 мм НАР в блоках по 20 штук.
  - С-13 - 130 мм НАР в блоках по 5 штук.
  - С-24 - тяжелые НАР на рельсовых пусковых установках.
  - С-25 - современные тяжёлые НАР в пусковой установке трубчатого типа.
6. Всего Су-25Т способен нести до 8 блоков НАР различных типов.
7. Нажатием клавиши "7" включаем режим "Земля".
При этом автоматически выбираются НАР С-8, подвешенные на внешних подкрыльевых точках подвески.
8. Выполняем заход на цель.
9. Прицельная марка показывает вычисленную автоматической прицельной системой точку падения боеприпасов. На ИЛС расположена шкала c текущей дальностью до точки падения боеприпасов.
10. Для улучшения точности прицеливания нажатием клавиш "RShift + O" включаем лазерный дальномер. Его включение индицирует индекс ИД (индикация дальности).
11. Маневром самолёта накладываем прицельную марку на цель.
12. "Пуск разрешен"!
13. Пуск! (нажимаем клавишу "Space").
14. Серия пусков НАР продолжается, пока удерживается кнопка, таким образом можно регулировать количество выпущенных НАР. Тяжёлые НАР могут применяться только по одной.
15. Лазерный дальномер выключился автоматически (сработала защита от перегрева, но его можно выключить и ранее нажатием клавиш "RShift + O").
После выключения ЛД переходит в режим охлаждения, что отображается мигающим индексом "Л" на ИЛС.
После завершения цикла охлаждения индекс "Л" гаснет, и мы снова можем включить ЛД.
При необходимости можно снять блокировку и включить ЛД до окончания цикла охлаждения. Для этого необходимо в течение короткого времени пять раз подряд нажать клавиши "RShift + O".
16. Нажатием клавиши "C" включаем встроенную пушечную установку (ВПУ).
17. Длина очереди снарядов при стрельбе из ВПУ или ППУ (подвесных пушечных установок) может регулироваться двумя способами:
  - Ручная отсечка - очередь прекращается по отпусканию боевой кнопки (клавиша "Space"), работает всегда.
  - Автоматическая отсечка - очередь автоматически прекращается после отстрела определённого количества снарядов, этот режим может быть включён или выключен нажатием клавиш "LShift + C".
18. В этом заходе мы будем использовать автоматическую отсечку.
19. Выполняем заход на цель с пикирования.
20. Маневром самолёта накладываем прицельную марку на цель.
21. Ждём, пока текущая дальность не станет меньше максимальной эффективной дальности.
Как только это происходит, на ИЛС появляется индекс "ПР" ("пуск разрешён").
22. Огонь!
23. Цель поражена!
24. В следующем заходе мы будем использовать СППУ-22 (подвижные пушечные установки), подвешенные на внутренних подкрыльевых пилонах, в режиме фиксированного отклонения стволов.
Для включения этого режима необходимо, чтобы лазерный дальномер был выключен, а переключатель серии (клавиши "LCtrl + Space") был установлен в положение "По 2" или "По 4".
Режим "По 2" - в этом случае будут стрелять только две установки СППУ;
режим "По 4" - в этом случае будут стрелять все СППУ, подвешенные под самолётом.

31. Пушечное вооружение (часть 2)

25. Зелёная лампа на щитке СУВ показывает, что стволы СППУ отклонены от нулевого положения (относительно оси самолёта). Если стволы СППУ согласованы с осью самолёта, то лампа гаснет.
Отклонение стволов СППУ производится вручную нажатием клавиш "RCtrl + -" и "RCtrl + +" (дискретно) или "RAlt + -" и "RAlt + +" (плавно).
26. Выполняем заход на цель...
27. Отклоняем стволы СППУ на удобный нам угол, ориентируясь по прицельной марке.
28. Маневром самолёта накладываем прицельную марку на цель.
29. Огонь!
30. Следующую цель мы будем атаковать со стрельбой только из двух контейнеров СППУ. Выставляем переключатель серии в положение "По 2".
31. Также в этом заходе мы будем применять режим "ПРОГР", который включается автоматически при включении лазерного дальномера и СППУ одновременно.
В этом режиме СППУ автоматически отслеживает точку падения снарядов, зафиксированную на поверхности в момент открытия огня.
Таким образом, если мы летим с нулевым креном, вся очередь ложится в одну точку.
32. Нажатием клавиш "LShift + C" выключаем автоматическую отсечку.
Теперь очередь будет прекращаться только по отпусканию боевой кнопки.
33. Выполняем заход на цель с пикирования.
34. Включаем лазерный дальномер и, соответственно, режим "ПРОГР".
35. Маневром самолёта накладываем прицельную марку на цель.
36. Нажимаем боевую кнопку и отпускаем её, когда пожелаем прекратить очередь.
37. Спустя минуту после включения, лазерный дальномер автоматически отключается и переходит в режим охлаждения.
38. Следующую цель мы будем атаковать со стрельбой из четырёх контейнеров СППУ. Выставляем переключатель серии в положение "По 4".
39. В нижней части ИП в трёх окнах отображаются остатки боекомплекта:
  - Внешних подвесных пушечных установок.
  - Внутренних подвесных пушечных установок.
  - Встроенной пушечной установки.
При этом остаток индицируется в четвертях:
  - "К" - полный комплект.
  - "3/4" - означает остаток три четверти от полного.
  - "1/2" - половинный остаток.
  - "НЗ" - неприкосновенный (аварийный) запас.
  - "////" - боекомплект израсходован полностью.
40. Выполняем заход на цель...
Следующую цель мы будем атаковать с применением автоматического наведения СППУ на цель в вертикальной плоскости по прицельной информации от прицельного комплекса "Шквал".
41. Включаем оптико-телевизионный прицельный комплекс (ОТПК) "Шквал" (клавиша "O" ).
42. Производим поиск и захват прицельным комплексом "Шквал" цели (режим "AC") или точки поверхности, где находится цель (режим "КС").
43. Включаем автопилот (клавиша "A" или клавиши "LAlt + 6").
Система автоматического управления (САУ-8) выводит самолёт на боевой курс, точно на цель.
44. Включаем лазерный дальномер.
Как видите, СППУ автоматически отслеживает цель в вертикальной плоскости.
Таким образом, прицеливание ведётся в полностью автоматическом режиме как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости, и наша задача сводится только к тому, чтобы нажать гашетку после загорания индекса "ПР".
45. Нажимаем боевую кнопку и отпускаем её, когда пожелаем прекратить очередь.
46. Сочетанием клавиш "LAlt + 9" выключаем автопилот.
47. Как видите, Су-25Т обладает разнообразным и эффективным пушечным вооружением с большим количеством режимов применения. Это вооружение может быть эффективно применено против наземной техники любого типа.
48. Вы можете самостоятельно потренироваться в применении пушечного вооружения самолёта Су-25Т при работе по наземным целям, для этого возьмите управление самолётом на себя нажатием клавиши "Esc".

32. Бомбовое вооружение (часть 1)

1. Добро пожаловать на тренировку по применению бомбового вооружения по наземным целям с самолёта Су-25Т.
2. Основным оружием самолёта Су-25Т являются АБСП (авиационные боеприпасы свободного падения) различных типов и калибров. Су-25Т способен нести до 4300 кг боевой нагрузки.
3. Су-25Т обладает хорошей маневренностью, что в сочетании с мощным вооружением и совершенным прицельным комплексом позволяет ему поражать любые цели.
4. Нажатием клавиши "7" включаем режим "Земля".
5. Нажатием клавиши "D" выбираем разовые бомбовые контейнеры РБК-500, подвешенные на внешние подкрыльевые пилоны. Они предназначены для поражения скоплений техники.
6. Индекс "ОТВ" (отворот) сигнализирует о невозможности применения оружия из-за нахождения нашего самолёта в зоне разлёта осколков.
7. Начинаем заход на цель для выполнения бомбометания с пикирования.
8. Выполним необходимые установки в системе управления вооружением.
9. Нажатием клавиш "LCtrl + Space" выставляем серию сброса бомб:
  - Режим "По 1" - сброс бомб с одной точки подвески.
  - Режим "По 2" - сброс бомб с двух точек подвески.
  - Режим "По 4" - сброс бомб с четырех точек подвески.
  - Режим "Все" - сброс бомб выбранного типа со всех точек подвески.
10. Выставляем сброс бомб выбранного типа с двух точек подвески - режим "По 2".
11. Нажатием клавиши "V" выставляем интервал между сбросами бомб в серии:
  - "Залп" - сброс всей серии сразу.
  - "0.1" - сброс с интервалами в одну десятую секунды.
  - "0.2" - сброс с интервалами в две десятых секунды.
  - "0.3" - сброс с интервалами в три десятых секунды.
  - "0.4" - сброс с интервалами в четыре десятых секунды.
  - "Серия КМГУ/МБД" - сброс вооружения с очередной точки подвески начинается только тогда, когда закончена разгрузка боеприпасов с предыдущей точки.
12. Так как цель точечная, то выставляем нулевой интервал - "Залп". В этом случае обеспечивается максимальная плотность точек падения боеприпасов.
13. Самолёт Су-25Т не обладает большой тяговооружённостью, поэтому для набора необходимой для бомбометания с пикирования высоты (не менее 2000 м) ему необходимо значительное расстояние.
Оптимальный для бомбометания режим - пикирование под углом -10°...-30° со скоростью 620 - 650 км/ч при маневренном положении закрылок.
При этом самолёт будет испытывать тряску, усложняющую прицеливание, но при должной тренировке это обстоятельство не вызывает затруднений.
14. Нажатием клавиши "F" выпускаем закрылки в маневренное положение.
15. Переводим самолёт в пикирование на цель. При правильном пикировании на прицельной марке должна появиться так называемая "шпага" - указатель направления линии разрывов.
16. Слева на ИЛС отображается текущая дальность до точки падения бомб.
17. Маневром самолёта накладываем прицельную марку на цель и нажимаем кнопку сброса (клавиша "Space").
18. Сброс! (нажимаем клавишу "Space" и продолжаем удерживать её до окончания сброса всей серии бомб).
19. Следующую цель мы будем атаковать с применением метода бомбометания с горизонтального полёта и режима системы управления вооружением "Бомбометание в невидимую зону".
20. Так как цель групповая, мы увеличиваем площадь, накрываемую серией боеприпасов, за счёт установки интервала между сбросами 0,3 секунды - режим "0,3".

32. Бомбовое вооружение (часть 2)

21. Выполняем заход на цель.
22. Маневром самолёта накладываем прицельную марку на цели и нажимаем кнопку сброса.
23. Не отпуская кнопку сброса, маневром самолёта удерживаем линию перегрузки на центре директорного кольца.
24. Слева на ИЛС отображается шкала со временем, оставшимся до сброса. За 2 секунды до сброса включается звуковой сигнал.
25. Сброс! (Сброс происходит автоматически, продолжаем удерживать клавишу "Space" до окончания сброса всей серии бомб).
26. Следующую цель мы будем атаковать с применением метода бомбометания с горизонтального полёта и режима системы управления вооружением "Бомбометание в невидимую зону" совместно с прицеливанием и автоматическим полётом до точки сброса с помощью оптико-телевизионного прицельного комплекса (ОТПК) И-251 "Шквал".
27. Мы будем применять фугасные авиабомбы малого калибра ФАБ-100, подвешенные на многозамковых балочных держателях (МБД) по четыре для каждой точки подвески.
Для этого используем режим сброса бомб, специально предназначенный для совместного применения с многозамковыми держателями (МБД или КМГУ).
28. Устанавливаем режим "Серия КМГУ/МБД" - сброс вооружения с очередной точки подвески начинается только тогда, когда закончена разгрузка боеприпасов с предыдущей точки.
29. Выставляем сброс бомб выбранного типа со всех точек подвески - режим "Все".
30. Заходим курсом, лежащим на линии, вдоль которой выстроены цели.
31. Включаем оптико-телевизионный прицельный комплекс (ОТПК) "Шквал" (клавиша "O"). Производим поиск и захват цели (или точки поверхности).
32. Включаем автопилот (клавиша "A" или клавиши "LAlt + 6 ").
Система автоматического управления (САУ-8) выводит самолёт на боевой курс, точно в расчётную точку сброса бомб.
33. При подлете к точке сброса нажатием клавиш "RShift + O" включаем лазерный дальномер.
34. Нажимаем кнопку сброса.
Как видите, САУ-8 автоматически удерживает линию перегрузки на центре директорного кольца.
35. Сброс! (Сброс происходит автоматически, продолжаем удерживать клавишу "Space" до окончания сброса всей серии бомб).
36. Сочетанием клавиш "LAlt + 9" выключаем автопилот.
37. Для того, чтобы вы могли самостоятельно потренироваться в применении бомбового вооружения по наземным целям с самолёта Су-25Т, мы заходим на посадку для перезарядки боекомплекта.
38. Как видите, Су-25Т может точно и эффективно применять бомбовое вооружение в условиях прямой видимости цели, днём и ночью (с использованием ночной прицельной станции "Меркурий"). Это в сочетании с мощью бомбового вооружения и броневой защитой делает его опаснейшим противником на современном поле боя.
39. Выполняем посадку...
40. Останавливаемся - перезарядка возможна только при полной остановке самолёта.
41. Запрашиваем перезарядку боекомплекта самолёта.
42. Взлетаем...

33. Ракеты класса "воздух-поверхность" с лазерным наведением

1. Добро пожаловать на тренировку по применению ракет класса "воздух-поверхность" с лазерным наведением с самолёта Су-25Т.
2. Самолёт Су-25Т может быть вооружён четырьмя различными типами ракет с лазерным наведением:
3. - 9А4172 "Вихрь" - противотанковые управляемые ракеты (ПТУР), Су-25Т способен нести до 16 ПТУР "Вихрь" на двух пусковых устройствах АПУ-8 (по 8 ракет в пусковых контейнерах на каждой установке).
ПТУР "Вихрь" предназначены для поражения бронированной техники (танки, бронетранспортёры и т.п.), имеют высокую эффективность. Для поражения цели класса "танк" необходимо 1 - 2 ракеты.
Дальность пуска ракеты 9А4172 до 10 км.
4. - Х-25МЛ - управляемая ракета (УР), предназначенная для поражения стационарных (здания, постройки) и морских целей. Су-25Т может нести до 4 ракет Х-25МЛ.
Дальность пуска ракеты Х-25МЛ до 12 км.
5. - С-25Л - управляемая ракета, предназначенная для поражения защищённых стационарных (укрытия, укреплённые здания) и малоподвижных морских целей. Су-25Т может нести до 8 ракет этого типа.
Дальность пуска ракеты С-25Л до 6 км.
6. - Х-29Л - управляемая ракета крупного калибра, предназначенная для поражения сильно защищённых стационарных (бункеры, командные центры, подземные сооружения) и крупных морских целей. Су-25Т может нести 2 ракеты этого типа.
Дальность пуска ракеты Х-29Л до 12 км.
7. Перед нами стоит задача поразить колонну бронетехники и группу кораблей противника.
Для решения этой задачи наш самолёт вооружен 16 ПТУР "Вихрь", 4 УР С-25Л и 2 тяжелыми УР Х-29Л.
8. Нажатием клавиши "7" включаем режим "Земля".
9. Нажатием клавиши "D" выбираем ПТУР "Вихрь".
10. Включаем оптико-телевизионный прицельный комплекс (ОТПК) "Шквал" (клавиша "O" ).
11. Нажатием клавиш "RCtrl + -" и "RCtrl + +" (дискретно) или "RAlt + -" и "RAlt + +" (плавно) устанавливаем базу цели (характерный размер цели) около 10 м - большинство типов бронетехники имеют схожую базу.
12. Выполняем заход на цель. Чем дальше относительно цели мы выйдем на боевой курс, тем больше времени у нас будет для прицеливания и применения оружия.
13. Включаем режим автопилота "Стабилизация угловых положений" (нажатием клавиш "LAlt + 1" ), в этом режиме автоматически стабилизируются текущие крен и тангаж, что позволяет сосредоточиться на прицеливании. Производим поиск и захват цели прицельным комплексом "Шквал".
14. Сочетанием клавиш "LAlt + 9" выключаем автопилот.
15. Нажатием клавиш "RShift + O" включаем лазерный дальномер (ЛД). Это необходимо для применения ракет с лазерным наведением.
16. Накладываем кольцо зоны встреливания ПТУР на цель... Пуск! (клавиша "Space").
17. Цель поражена! Захватываем следующую цель... Пуск!
18. Цель поражена!
19. Выключаем лазерный дальномер (нажатием клавиш "RShift + O").
После выключения ЛД переходит в режим охлаждения, что отображается мигающим индексом "Л" на ИЛС.
20. После завершения цикла охлаждения индекс "Л" гаснет, и мы снова сможем включить ЛД.
21. Нажатием клавиши "D" выбираем УР С-25Л.
22. Наша следующая цель - корабль.
Крупные строения и корабли, имеющие большие размеры, могут быть захвачены ОТПК "Шквал" при выставленной максимальной базе цели.
Устанавливаем максимальную базу цели (характерный размер цели) - 60 м.
23. Выполняем заход на следующую цель...
24. Ложимся на боевой курс и включаем режим автопилота "Стабилизация угловых положений" (нажатием клавиш "LAlt + 1").
25. Используем режим коррекции автопилота для исправления заданных крена и тангажа:
  - Нажимаем клавиши "LAlt + ~".
  - Устанавливаем желаемые крен и тангаж.
  - Отпускаем клавиши "LAlt + ~".
Теперь автопилот выдерживает новые (скорректированные) параметры полёта.
26. Производим поиск и захват цели прицельным комплексом "Шквал". На телевизионном индикаторе при захвате цели и выбранных УР указывается расчётное время полёта до цели в секундах.
После пуска ракет там же отображается оставшееся время до попадания крайней ракеты.
27. На шкале дальности на ИЛС отображаются:
  - Текущая дальность до цели.
  - Максимальная разрешённая дальность пуска.
  - Минимальная разрешённая дальность пуска.
Для эффективного пуска ракет необходимо, чтобы текущая дальность была между максимальной и минимальной дальностями пуска.
28. Включаем лазерный дальномер.
29. Мигающий символ "ПР" на ИЛС означает, что цель в пределах дальности пуска, но расположена под слишком большим углом к направлению нашего полёта.
Уменьшаем угол визирования на цель так, чтобы индекс ПР перестал мигать, что будет означать "пуск разрешён". Пуск!
30. Цель поражена!
Сочетанием клавиш "LAlt + 9" выключаем автопилот.
31. В этот раз лазерный дальномер выключился автоматически (сработала защита от перегрева).
32. ЛД снова переходит в режим охлаждения (отображается мигающим индексом "Л" на ИЛС).
33. После завершения цикла охлаждения индекс "Л" гаснет, и ЛД может быть включен снова. При необходимости можно снять блокировку и включить ЛД до окончания цикла охлаждения - для этого необходимо в течение короткого времени пять раз подряд нажать клавиши "RShift + O".
34. Как видите, Су-25Т обладает мощным, точным и эффективным ракетным оружием, позволяющим ему поразить любую цель - от автомобиля до крупного корабля.

34. Ракетное и бомбовое вооружение с телевизионным наведением

1. Добро пожаловать на тренировку по применению ракетного и бомбового вооружения с телевизионным наведением с самолёта Су-25Т.
2. Самолёт Су-25Т может быть вооружён двумя различными типами боеприпасов с телевизионным наведением:
3. - Х-29Т - тяжёлая управляемая ракета (УР), предназначенная для поражения стационарных (в том числе сильно защищённых) целей, а также крупных подвижных морских целей. Су-25Т способен нести до 2 ракет Х-29Т на пусковых устройствах АПУ-58.
Дальность пуска ракет Х-29Т до 10 км.
4. - КАБ-500Кр - корректируемая авиационная бомба калибра 500 кг с проникающей боевой частью, предназначенная для поражения сильнозащищённых (в том числе подземных) зданий и сооружений. Су-25Т может нести до 2 КАБ-500Кр.
КАБ-500 имеет ограничение по минимальной высоте сброса - 1000 м.
5. Основное преимущество боеприпасов с телевизионными головками самонаведения (ТВ ГСН) в том, что они работают по принципу "пустил и забыл".
6. Перед нами стоит задача уничтожить подземные склады боеприпасов, прикрытые ЗРК малого радиуса действия.
Для решения этой задачи наш самолёт вооружен 1 ракетой Х-29Т (для подавления ПВО противника) и 1 авиабомбой КАБ-500Кр (для поражения главной цели).
7. Нажатием клавиши "7" включаем режим "Земля".
Нажатием клавиши "D" выбираем ракеты Х-29Т.
8. Включаем ОТПК "Шквал" (клавиша "O").
9. Нажатием клавиш "RCtrl + -" и "RCtrl + +" (дискретно) или "RAlt + -" и "RAlt + +" (плавно) устанавливаем базу цели (характерный размер цели) около 10 м - большинство типов наземной техники имеют схожую базу.
10. Выполняем заход на цель, в первом заходе мы нейтрализуем позицию ПВО, прикрывающую основную цель.
11. Производим поиск и захват цели прицельным комплексом "Шквал".
12. Пуск! (клавиша "Space"). Быстро отворачиваем в сторону, уклоняясь от возможных ракет противника.
13. Наша следующая цель - склад.
Крупные строения и корабли, имеющие большие размеры, могут быть захвачены ОТПК "Шквал" при выставленной максимальной базе цели. Устанавливаем максимальную базу цели (характерный размер цели) - 60 м.
14. Мы будем атаковать следующую цель с помощью авиабомб КАБ-500Кр, минимальная высота применения которых составляет 1000 м, поэтому мы выполняем набор высоты перед началом доворота на цель...
15. Выполняем разворот на следующую цель.
16. Производим поиск и захват цели прицельным комплексом "Шквал".
17. После захвата цели на шкале дальности на ИЛС отображаются:
  - Текущая дальность до точки цели.
  - Максимальная разрешённая дальность сброса бомб (пуска ракет).
  - Минимальная разрешённая дальность сброса бомб (пуска ракет).
Для эффективного применения оружия необходимо, чтобы текущая дальность была между максимальной и минимальной дальностями пуска.
18. На телевизионном индикаторе при захвате цели и выбранном типе вооружения указывается расчётное время полёта боеприпасов.
19. ПР - "сброс разрешен". Сброс! (клавиша "Space").
20. Выполняем отворот.
21. Цель поражена!
22. Как видите, вооружение с телевизионным наведением позволяет Су-25Т реализовать принцип применения оружия "пустил и забыл", что даёт возможность активного маневрирования и выполнения последующих задач сразу после отделения боеприпасов.
В этом полёте это позволило нам одновременно поразить расчёт ПВО противника и уклониться от его контратаки.
23. Для того, чтобы вы могли самостоятельно потренироваться в применении вооружения с телевизионным наведением с самолёта Су-25Т, мы заходим на посадку для перезарядки боекомплекта.
24. Выполняем посадку...
25. Останавливаемся - перезарядка возможна только при полной остановке самолёта.
26. Запрашиваем перезарядку боекомплекта самолёта.
27. Взлетаем...

35. Противорадиолокационные ракеты


1. Добро пожаловать на тренировку по применению противорадиолокационных ракет с самолёта Су-25Т.
2. Вы можете в любой момент взять управление на себя или выйти из миссии нажатием клавиши "Esc".
3. Для остановки и продолжения записи используйте клавишу "Pause".
4. Самолёт Су-25Т может быть вооружён двумя типами противорадиолокационных ракет (ПРР):
  - Х-58 - тяжелые ПРР большой дальности (до 100 км с больших высот), предназначенные для подавления любых типов современных зенитно-ракетных комплексов (ЗРК). Су-25Т способен нести две ракеты Х-58.
  - Х-25МПУ - ПРР средней дальности (до 40 км при пуске с больших высот), предназначена для подавления ЗРК малой и средней дальности. Су-25Т может нести до 4-х ракет Х-25МПУ.
5. Для целеуказания ПРР Су-25Т снаряжается подвесной станцией радиотехнической разведки и целеуказания Л-081 "Фантасмагория". Л-081 позволяет точно определять направление на источник излучения, дальность до него и его тип.
6. Нажатием клавиш "LAlt + 4" включаем режим автопилота "Стабилизация текущей барометрической высоты полёта". Это поможет нам пилотировать тяжеловооруженный самолёт на большой высоте.
7. Нас захватила РЛС ЗРК большой дальности. Ориентируясь на показания СПО-15 "Берёза", доворачиваем на цель.
8. Нажатием клавиши "7" включаем режим "Земля".
9. Нажатием клавиши "D" выбираем ПРР Х-58.
10. Включаем режим целеуказания ПРР нажатием клавиши "I".
В режиме целеуказания ПРР на ИЛС отображаются отметки от источников излучения в виде ромбов.
Перечёркнутый ромб означает, что источник находится вне пределов ИЛС.
Если источник находится в пределах ИЛС, то под его отметкой (ромбом) отображается тип источника:
  - "Р" - РЛС ЗРК "Пэтриот".
  - "КУБ" - РЛС ЗРК "Куб".
  - "ОСА" - ЗРК "Оса".
И т.д.
11. Включаем режим автопилота "Стабилизация угловых положений" (нажатием клавиш "LAlt + 1"). В этом режиме автоматически стабилизируются текущие крен и тангаж, что позволяет сосредоточиться на прицеливании. Данный режим автопилота автоматически парирует перебалансировку самолёта при несимметричном пуске тяжёлых ракет с консолей крыла.
12. Нажатием клавиш ";", ".", "," и "/" наводим строб захвата на цель и нажимаем клавишу захвата "Enter".
13. После захвата цели её метка на ИЛС меняется с ромба на окружность, а слева появляется шкала с текущей дальностью до цели и максимальной разрешённой дальностью пуска ПРР.
14. Сближаемся с целью... Когда текущая дальность станет меньше максимальной разрешённой дальности пуска, на ИЛС появится индекс "ПР" ("пуск разрешён").
15. Пуск ракеты противника!
Спокойствие, нам нужно ещё совсем немного времени, продолжаем сближение...
16. Пуск! (клавиша "Space"). Пуск второй ракеты! Запуск двух ракет позволит значительно повысить вероятность поражения цели.
Через 3 - 5 секунд сочетанием клавиш "LAlt + 9" выключаем автопилот.
Срочно выполняем отворот!
17. Ракета противника выдохлась, так как была пущена с максимальной дистанции, не рассчитанной на парирование нашего маневра.
18. Судя по тому, что с СПО-15 "Берёза" исчезла отметка облучения РЛС ЗРК большой дальности, ракеты поразили цель!
19. Наша следующая цель - ЗРК "Куб".
20. Мы израсходовали обе ракеты Х-58 и на подвесках остались 4 ракеты Х-25МПУ.
21. Клавишей "E" включаем станцию постановки активных радиоэлектронных помех. Для выхода на режим станции требуется порядка 15 секунд и, как только это произойдет, зелёная лампа "Помеха", расположенная на правом боковом пульте, перестанет мигать.
22. Наводим строб захвата на цель и нажимаем клавишу захвата.
23. "Пуск разрешён" - пуск!.. Ракета противника! Выполняем оборонительный маневр и выпускаем серию дипольных отражателей (ДО).
24. Ракета потеряла нас...
25. Выполняем поиск следующей цели с помощью СПО-15 "Берёза" и станции Л-081 "Фантасмагория"...
26. Новая отметка! ЗРК малого радиуса. Доворачиваем на цель.
27. Наводим строб захвата на цель и нажимаем клавишу захвата.
28. "Пуск разрешён"!.. Пуск!
29. Ракета противника! Отворачиваем!
30. Как видите, Су-25Т обладает точным и эффективным противорадиолокационным ракетным оружием, позволяющим ему поразить любой зенитно-ракетный комплекс.
Однако при этом не стоит забывать, что атаки ЗРК часто происходят "на грани", когда всё решают секунды. Только точные и продуманные действия позволят вам уничтожить цель и не быть сбитыми.
В этом вам поможет основное преимущество ПРР - принцип "пустил и забыл", позволяющий сразу после пуска ракеты выполнять любые маневры уклонения без опасений сорвать наведение ПРР.
31. Вы можете самостоятельно потренироваться в применении противорадиолокационных ракет с самолёта Су-25Т на оставшихся целях.

36. Инфракрасные ракеты "воздух-воздух" Р-60M и Р-73

1. Добро пожаловать в тренировочную миссию по использованию инфракрасных ракет "воздух-воздух" типа Р-60M и Р-73 на штурмовике Су-25Т. В этой миссии вы узнаете об использовании инфракрасных ракет для поражения воздушных целей в ближнем бою. Для того, чтобы в любой момент взять управление на себя или выйти из миссии, нажмите клавишу "Esc".
2. Ракета Р-73 - более поздней разработки, чем Р-60М. Она имеет значительно лучшую энергетику и маневренные возможности, чем её предшественница.
3. Так как в режиме "Фи0" задача определения дальности пуска возложена на лётчика, запомните: при стрельбе в заднюю полусферу маневренной цели, имеющей скорость 700 км/ч, дальность пуска Р-60М составляет 1,5 - 2 км, а Р-73 - 3 - 4км. Придётся подойти поближе...
4. Если между направлениями на солнце и на цель угол мал, ракета может потерять цель.
5. Выберем режим "Фи0" нажатием клавиши "6". В центре ИЛС появится прицельная марка в виде перекрестья, показывающая область обзора головки самонаведения (ГСН) ракеты, а в правом нижнем углу - обозначение выбранного оружия. Выберем Р-73, чтобы произвести пуск с большей дистанции.
6. Чтобы захватить цель, координированными движениями ручки управления совместим прицельную марку с самолётом противника. Как только ГСН ракеты захватит цель, выдаётся команда "пуск разрешён" (ПР) и соответствующий звуковой сигнал.
7. Цель захвачена и сопровождается инфракрасными головками ракет Р-73. После того, как мы войдем в разрешённую зону пуска для данного типа ракет, производим пуск ракеты нажатием на клавишу "Space".
8. Есть попадание, цель уничтожена!
9. Посмотрим, что будет, если пустить Р-60М с дистанции лишь немного большей предельной.
10. Промах...
11. ...и с чуть меньшей, чем предельная.
12. Есть попадание!
13. На этом тренировочная миссия по использованию ракет Р-60M и Р-73 закончена.