1. Добро пожаловать на урок по взлёту и основам навигации на самолёте А-10 "Thunderbolt II".
Вы можете нажать клавишу "Pause" в любой момент, чтобы приостановить миссию, если вам нужно время для чтения текста. Нажмите клавишу "Esc" для выхода из миссии или, чтобы взять управление на себя.
2. Сейчас мы находимся на взлётно-посадочной полосе (ВПП), готовы к вылету и уже имеем разрешение от руководителя полётов (РП).
3. Перед взлётом рассмотрим основы навигационного оборудования и данные на ИЛС.
Пять основных пилотажно-навигационных приборов расположены на центральной части панели приборов.
4. Авиагоризонт или ADI имеет вращающуюся сферу, с помощью которой отображается тангаж и крен. По центру авиагоризонта находится силуэт самолёта в виде буквы W, который отображает положение самолёта в пространстве. Когда силуэт самолёта находится на чёрном фоне, тангаж самолёта отрицательный. Когда силуэт находится на сером фоне, тангаж самолёта положительный.
5. Шкала тангажа имеет деления на каждые 5°. Также есть деление для 30°, 60° и 90°. Положение силуэта самолёта над делением указывает на текущей тангаж самолёта.
6. Деления вокруг сферы обозначают уровень крена. Они проградуированы на 10° снизу/сверху и на 30° по бокам. При повороте самолёта по крену, сфера вращается и спошной белый треугольник внизу прибора указывает на текущее значение крена.
7. На лицевой части прибора расположены вертикальная и горизонтальная планки глиссады. Они используются для посадки по системе ILS и являются директорными указателями курса и высоты на заходе по глиссаде.
Вертикальная директорная планка указывает на необходимый горизонтальный доворот для выхода на заданный курс глиссады. Если планка смещена правее центра силуэта самолёта, это значит, что вы отклонились от заданного курса налево, если планка смещена левее, это значит, что вы отклонились направо.
Горизонтальная директорная планка указывает на необходимое снижение/подъём для выхода на заданную высоту глиссады. Если планка смещена ниже центра, значит вы выше глиссады, если выше, значит вы ниже глиссады.
При посадке по ILS маневром самолёта необходимо добиваться минимального отклонения планок от центрального положения - перекрестья.
8. В левой части авиагоризонта находится указатель отклонения от глиссады. Этот указатель перемещается вверх и вниз относительно вашего положения в глиссаде.
9. Ниже авиагоризонта располагается индикатор горизонтальной обстановки или HSI. Подвижная шкала текущего курса вращается вокруг неподвижного символа самолёта в центре.
10. Внутри курсовой шкалы имеется стрелка текущего курса на точку маршрута. Она показывает прямое направление на выбранную точку. В левом верхнем углу отображается дистанция до точки. Дистанция измеряется в морских милях. В правом верхнем углу прибора отображается значение заданного курса на точку.
11. В центральной части прибора находится индикатор отклонения от заданного курса или CDI. Он состоит из двух частей. Давайте установим другую точку маршрута, чтобы лучше понять принципы работы. Вы можете переключать точки маршрута нажатием клавиши "~" (тильда).
12. Внешняя стрелка CDI всегда указывает заданный курс на точку. Внутренняя стрелка указывает текущее отклонение от заданного курса и директорное направление возврата на курс.
13. Когда шкала выровнена по центру и указатель курса направлен прямо вверх, вы идёте заданным курсом на точку.
14. Левее авиагоризонта находится указатель приборной скорости. Данный прибор отображает приборную воздушную скорость в диапазонах от 50 до 500 узлов.
15. Правее авиагоризонта находится барометрический высотомер. Этот прибор отображает высоту относительно уровня моря.
Цена деления шкалы 20 футов. Каждая целая умножается на 100 футов.
16. Вариометр предназначен для измерения и индикации вертикальной скорости самолёта, то есть скорости подъёма или спуска в тысячах футов в минуту. Движение стрелки индикатора по часовой означает подъём, движение стрелки против часовой означает снижение.
17. Давайте рассмотрим пилотажно-навигационную индикацию на ИЛС.
18. Директорный индекс помогает выдерживать направление на точку. Индекс смещается влево и вправо на ИЛС, указывая на необходимый доворот, стрелка индекса вращается вокруг кольца, указывая в сторону точки.
Например, сейчас мы находимся правее пункта маршрута. Директорный индекс смещён к левой стороне ИЛС и стрелка указывает налево. Если мы уйдем левее, то директорный индекс окажется справа, и стрелка будет указывать направо.
Если вы направлены на точку, директорный индекс будет находиться по центру, а стрелка указывать строго наверх.
19. Следующий значок на ИЛС - это директор курса, который находится под курсовой шкалой. Для выдерживания курса на точку надо свести этот указатель с индексом текущего курса на курсовой шкале.
В отличие от индикатора горизонтальной обстановки (HSI) или авиагоризонта (ADI), индикация на ИЛС не выдаёт информацию об отклонении от заданного курса, а лишь выводит направление на точку.
20. В нижнем правом углу ИЛС находится блок навигационной информации.
21. Верхняя линяя показывает номер выбранной точки маршрута и дистанцию до неё. Например, в данный момент выбран 1-й ППМ и до него осталось 6.8 морских миль.
Вторая линия показывает время, оставшееся до достижения выбранной точки, и "Дельту", или отклонение от заданного времени на точке.
Если "Дельта" отрицательна, значит мы отстаём от заданного времени и нам нужно добавить скорость, чтобы пройти точку вовремя. Если "Дельта" положительна, то наоборот, мы прилетим раньше времени и, следственно, нужно сбросить скорость.
Для этого тренировочного полёта мы не будем обращать внимание на "Дельту".
Нижняя линия блока показывает текущее время.
22. Перед тем как начинать разбег на взлёт, удерживаем тормоза клавишей "W". Нажимаем клавишу "+" для набора оборотов двигателей до 90%. Так держим примерно 3 секунды для последнего осмотра индикаторов. Всё выглядит штатно. Отпускаем тормоза и выводим двигатели на максимальный режим.
23. На пробеге плавно удерживаем самолёт по центру полосы при помощи педалей (клавиши "Z" и "X").
24. При достижении скорости 140 узлов плавно отклоняем ручку на себя до достижения 10° тангажа, который контролируется по авиагоризонту ADI. При выдерживании 10° тангажа самолёт сам взлетит, набрав достаточную скорость. Ни в коем случае не тяните ручку слишком резко.
25. При положительном наборе высоты, поднимаем шасси клавишей "G" и закрылки клавишей "F".
1. Добро пожаловать на тренировочный вылет на самолёте А-10 "Thunderbolt II" по применению 30 мм пушечной установки GAU-8/A и неуправляемых авиационных ракет (НАР) Hydra калибра 2.75 дюйма.
2. Штурмовик А-10 легендарен своим пушечным вооружением. Так называемая "Avenger" ("Мститель") - 7-ствольная 30 мм пушка с высокой скорострельностью, достигающей 4,200 снарядов в минуту - 10 снарядов в секунду. Боекомплект самолёта - 1,150 патронов, включая бронебойные и осколочно-фугасные снаряды.
3. Для работы с пушкой включаем режим "Земля" нажатием клавиши "7" и выбераем пушку клавишей "C".
4. При допустимой дальности до цели прицел на ИЛС указывает на точку падения снарядов на текущий момент. Внутри прицела шкала дальности откатывается по мере приближения к цели. Каждый штрих на прицеле обозначает 1,000 футов прямой дальности до цели. Цифра под прицелом указывает дальность до цели в морских милях.
5. В левом нижнем углу ИЛС находится блок информации вооружения. Первая линия в блоке указывает оставшееся количество снарядов. Под этим указана высота от уровня моря точки в прицеле и ещё ниже - прямая дальность до цели в метрах.
6. Чем дальше открывается огонь по цели, тем меньше кучность попадания и поражающий эффект на цели.
Желательно атаковать цель на дистанции 1.5 - 1.0 морских миль. Нажимаем клавишу "Space" для выстрела короткой очередью в одну секунду. Ни в коем случае не пролетайте над целью!
7. Вот здесь группа машин отмечена оранжевым дымом.
8. Для следующего захода используем неуправляемые ракеты Hydra калибра 2.75 дюйма. Данное оружие применяется против групповых целей, так как ракеты имеют значительное рассеивание. Ракеты выстреливаются парами для повышения поражающего эффекта вокруг цели.
9. Для выбора ракет нужно сначала отменить выбор пушки повторным нажатием клавиши "C".
10. Прицел НАР аналогичен прицелу пушки, за исключением индикации "RKT" под прицелом для контроля выбранного оружия.
11. Как и с применением пушки, ставим прицел на цель и открываем огонь, но команда в этом случае меняется на "RAlt + Space".
12. Как вы заметили, на ИЛС присутствуют оба прицела - ракетный и пушечный. Это позволяет применять оба вида вооружения в одном заходе.
Если на ИЛС появляется перекрестие "X", это значит стрельба не допустима.
13. Первая группа мишень уничтожена. Следующая группа отмечена оранжевым дымом.
1. Добро пожаловать на тренировочную миссию применения свободнопадающих бомб на самолёте А-10 "Thunderbolt II". В этой миссии мы рассмотрим настройки панели системы управления вооружением (ACP), а также два основных режима прицеливания: постоянный просчёт точки падения (CCIP) и постоянный просчёт точки сброса (CCRP).
2. Самолёт А-10 вооружен фугасными авиационными бомбами типа Mk-82 калибра 500 фунтов и Mk-84 калибра 2,000 фунтов. Также применяются кассетные бомбы типа Мк-20 Rockeye-II.
3. Для начала выбираем режим "Земля" нажатием клавиши "7". Теперь мы можем выбрать боеприпас нажатием клавиши "D". Выбранный боеприпас отображается на ИЛС и на панели ACP.
4. Тип выбранного вооружения отображается в верхней части информационного блока, расположенного в левой нижней части ИЛС. Правее индикации вида маневра уклонения (CLM - подъём), отображается число оставшихся бомб выбранного типа. В этом вылете у нас по 2 бомбы каждого типа - Mk-82, Mk-84 и Mk-20.
5. Панель ACP имеет 11 цветовых индикаторов, которые указывают статус каждой точки подвески вооружения.
Пустой пилон индицируется одной красной точкой.
Пилон с одной не выбранной подвеской индицируется зелёной точкой в верхней левой части индикатора.
Пилон с более чем одной не выбранной подвеской индицируется двумя зелёными точками в верхнем ряду.
Пилон с выбранным в данный момент типом вооружения индицируется зелёной точкой в нижнем левом углу.
6. Выше индикатора состояния вооружения отображается тип боеприпаса, например свободнопадающие бомбы индицируются как LDGP, а кассетные бомбы - как CW.
7. Когда желаемый тип боеприпаса выбран, вы можете определить режим сброса. На переключателе режимов вы можете выбрать сброс SGL (По-1), PRS (По-2), RIP PRS (Серия По-2), RIP SGL (Серия По-1). Клавиши "LShift + Space bar" производят выбор режима сброса.
8. При выборе режима RPL SGL (Серия По-1) или RPL PRS (Серия По-2) следует установить количество бомб в серии и интервал разгрузки.
Нажмите клавиши "LCtrl + Space", чтобы установить число бомб в серии. Текущие настройки вы можете видеть в окне RIP QTY (СЕР. КОЛ.).
Текущая установка интервала разгрузки видна в окне RIP INTVL MSEC (СЕР. ИНТ. МСЕК.). Чтобы увеличить интервал, нажмите клавишу "V", чтобы уменьшить, нажмите "LShift + V".
9. Для первой атаки я сброшу Мк-82 в режиме SGL (По-1).
10. В верхней части ИЛС по умолчанию выбран режим постоянного просчёта точки падения бомбы (CCIP). По центру ИЛС находится прерывистая вертикальная линия, она называется расчётная линия разрыва бомб.
Сейчас точка падения бомбы не видна, так как она под носом самолёта. Для того, чтобы это исправить, нужно опустить самолёт в пикирование пока точка прицела не выйдет в поле индикации ИЛС. Линия разрыва бомб при этом станет сплошной.
11. С появлением прицела на ИЛС линия разрыва стала сплошной. Нажатием "RAlt + Space" сбрасываем бомбу. Бомба должна попасть в район точки прицеливания.
12. Хотя этот режим позволяет осуществить довольно точное бомбометание, он имеет определённые ограничения. Например, при пикировании на цель повышается вероятность поражения средствами ПВО. Также при использовании данного режима могут возникнуть трудности при бомбометании с больших высот.
13. Для решения этих ограничений существует альтернативный режим бомбометания - просчёт точки сброса или CCRP. Этот режим позволяет нам указать точку падения бомб и произвести сброс, даже если она находится "под капотом". На этом заходе попробуем этот режим.
14. По центру ИЛС расположено пунктирное кольцо, называемое подвижным целеуказателем. Используйте клавиши ",", ".", "/" и ";", чтобы навести целеуказатель на цель и нажмите клавишу "Enter", чтобы захватить эту точку. При этом на цели возникает квадратный маркер цели.
15. Нажмите клавишу "O", чтобы войти в режим CCRP. Появится прицельная марка со сплошной линией разрывов бомб и индексом целеуказания в верхней части ИЛС. Управляйте самолётом так, чтобы индекс находился на линии разрывов бомб. По мере приближения к цели индекс будет смещаться вниз вдоль линии. Когда индекс достигнет центральной точки прицела, бомбы будут автоматически сброшены.
16. Хотя этот режим расширяет возможности применения бомб, он имеет более высокую погрешность, чем режим ССIP. Таким образом, вы должны определять режим бомбометания в зависимости от текущих задач и обстановки в районе цели.
1. Добро пожаловать на тренировочный урок по применению ракет AGM-65 "Maverick". Ракета "Maverick" является управляемой ракетой (УР) класса "воздух-поверхность", применяемая против укреплений, бронированных целей и средств ПВО малой дальности. "Maverick" является ракетой типа "пустил и забыл" - после пуска нет необходимости сопровождать цель. "Maverick" может атаковать подвижные цели и владеет достаточной дальностью, чтобы позволить атаку цели вне зоны ответного огня.
2. В этом вылете у нас висят два типа "Maverick" - это AGM-65K и AGM-65D.
Ракета AGM-65K имеет телевизионную головку самонаведения (ГСН) с 3-кратным увеличением. Ракета может быть использована только в светлое время суток.
AGM-65D оснащена ИК-ГСН, которая работает днём и ночью. Модификация D имеет 3-кратное и 6-кратное увеличение. Техника и иные ИК контрастные объекты будут выделяться, что облегчит их обнаружение.
3. Для вывода индикации "Maverick" нажмите клавишу "7", чтобы включить режим "Земля".
Сейчас мы видим индикацию "Maverick" на ИЛС, панели СУВ (ACP) и ТВ-индикаторе.
4. Посередине ИЛС мы видим целеуказатель, который указывает линию визирования ГСН ракеты, то есть место, куда смотрит ракета. Вы можете вручную управлять целеуказателем, используя клавиши ",", ".", "/" и ";". Дистанция до точки целеуказания видна под целеуказателем в морских милях.
В нижнем левом углу ИЛС расположен блок данных. В верхней части блока данных отображается число оставшихся ракет данного типа.
5. Ракеты "Maverick" могут быть подвешены только на 3-ий и 9-ый пилоны. На панели ACP будет обозначаться как "E/O". Активный пилон "Maverick" будет отмечен зелёной точкой в нижнем левом углу индикатора состояния оружия.
6. Изображение ГСН ракеты выводится на ТВ-индикатор. Линия визирования обзора ГСН связанна с меткой целеуказателя на ИЛС. Как и целеуказатель, вы можете перемещать центр обзора ГСН на ТВ-индикаторе, используя клавиши ",", ".", "/" и ";".
Маленький крестик на ТВ-индикаторе называется метка углового положения оси ГСН. Он указывает направление обзора ГСН ракеты. Если перекрестие находится ниже и левее центра индикатора, значит центр поля обзора ГСН направлен вниз и левее относительно оси самолёта.
7. AGM-65D использует два поля зрения: узкое с увеличением 6х и широкое с увеличением 3х. Вы можете переключать кратность клавишами "+" и "-".
8. Перед нами находятся две группы танков Т-55. Первая группа отмечена оранжевым дымом.
9. Для начала атаки нужно перевести линию визирования ГСН в район цели, используя клавиши ",", ".", "/" и ";".
Затем нажать клавишу "Enter", чтобы стабилизировать целеуказатель на этой точке.
10. Затем перемещаем перекрестие на желаемую цель и ждём захвата цели. Признак захвата - мигающая метка углового положения оси ГСН.
11. Когда цель захвачена, нажимаем "RAlt + Space", чтобы произвести пуск "Maverick".
12. Группа уничтожена. Вторая группа отмечена дымовым целеуказателем.
1. Добро пожаловать на тренировочный урок применения самолёта А-10 "Thunderbolt II" против других летательных аппаратов (ЛА). А-10, безусловно, не является истребителем и должен избегать встречи с авиацией противника. Однако, в крайнем случае, он может ввязаться в воздушный бой и даже доставить серьёзные проблемы противнику.
2. А-10 может бороться с воздушными целями, используя 30 мм пушку и ракеты класса ВВ AIM-9M "Sidewinder". Чтобы выбрать режим "воздух-воздух", нажмите клавишу "6".
3. При включении режима "воздух-воздух" в верхней части ИЛС отобразится пушечная "воронка", а по центру прицельное кольцо ракет AIM-9. Также вы услышите звуковой сигнал ГСН ракеты "Sidewinder". Давайте сначала изучим режим работы "воронки".
4. Пушечная "воронка" отображает прогнозируемую линию полёта снарядов, зависимую от перегрузки. Чем сильнее перегрузка, тем глубже будет "воронка". Для прицельной стрельбы по воздушной цели необходимо маневром самолёта наложить "воронку" на цель так, чтобы её крылья вписывались внутрь "воронки". Таким образом прицел рассчитывает необходимое упреждение.
5. Выше "воронки" находится перекрестье оси пушки. Этот символ удобен для начального прицеливания с последовательным протягиванием цели через "воронку" и одновременным залпом огня (клавиша "Space").
Мощь 30 мм снаряда может сделать даже такую несинхронную атаку смертельной.
6. При подвешенной AIM-9M прицельное кольцо будет находится по центру ИЛС, оно указывает на центр обзора ГСН ракеты. Низкочастотный звук сообщает, что ГСН ракеты включена, но цель не захвачена.
7. Маневром самолёта совместите прицельное кольцо с целью. Если цель внутри допустимой дальности, кольцо захватит цель и звуковой тон изменится на более высокий.
Нажмите клавиши "RAlt +Space" для пуска ракеты.
8. Учтите, что AIM-9M может захватывать ЛТЦ. А также, что "Sidewinder" более эффективен при применении по целям на фоне неба.
9. Цель уничтожена.